С гвоздодером на большой дороге

Подполковник Владимир Глушаница принимает по телефону доклад о результатах расследования набега на состав с углем.

На два мешка костылей и накладок облегчил главный путь железнодорожного перегона Волноваха - Камыш-Заря житель села Октябрьское.

Осторожно: полоса отчуждения

Четыре крайне тревожных часа пришлось пережить заместителю начальника Волновахского линейного отделения милиции Александру Федирко. Предшествовал им звонок сына, который сообщил родителю, что их туристический поезд со школьниками переадресовали по менее загруженной железнодорожной ветке Крым - Мелитополь - Волноваха, в связи с чем надобность встречать его в Донецке полностью отпадает. Увы, малец не предполагал, что звонок вместо успокоения принесет беспокойство.

- За пятнадцать минут до звонка, - рассказывает майор Федирко, - я распрощался со старшим мастером пути Александром Зайцевым. Конечно, и без него знал, что перегон Волноваха - Камыш-Заря регулярно подвергается набегам добытчиков металлолома. Если не ошибаюсь, за истекшие десять с половиной лет оперативниками нашего отделения задержано более трех десятков последователей чеховского «злоумышленника». Шестеро приговорены к тюремному заключению, остальные отделались условными сроками и штрафами... Так вот, путеец без обиняков заявил, что сегодня ни он, ни кто другой не могут гарантировать безопасное движение поездов, в том числе пассажирских, на данной магистрали.

Майор Александр Федирко и сержант Игорь Мацегора у мотоцикла, владелец которого без зазрения совести подвергал чужую жизнь риску.

Майор Александр Федирко и сержант Игорь Мацегора у мотоцикла, владелец которого без зазрения совести подвергал чужую жизнь риску.

А еще часом ранее Александр допрашивал жителя волновахского села Октябрьское, у которого, помимо мотоцикла, изъят устрашающих размеров самодельный гвоздодер и два мешка железнодорожных костылей. Заодно удалось выяснить, что задержанный ездил в полосу отчуждения, как на работу. Выбирал начавшие трухляветь шпалы и орудовал гвоздодером почище иного хирурга-стоматолога. По признанию злоумышленника, мысль о возможном по его вине крушении в голову не приходила.

В набег - с угольной тачкой

А вообще день оказался на редкость хлопотным. Похоже, кто-то предупредил граждан, грабивших состав с углем на станции Карань, и они к приезду оперативников успели разбежаться. Удалось задержать лишь двоих, мужчину и женщину средних лет, однако и тех пришлось отпустить на все четыре стороны.

- Мы, - заявила дама, - на вагоны не лазили. Возвращались от кумы,  видим - пять громадных куч угля возле насыпи. Сбегали за тачкой: не пропадать же добру. А тут вы подъехали... Только вины нашей нет, видите, даже лопату не испачкали.

Набег на эшелон можно объяснить низкими заработками пристанционных жителей и высокими ценами на печное топливо. Кое-где уголь сегодня продают с самосвалов на ведра, а если какой-нибудь бабушке Матрене удалось купить целых пять тонн, то считайте, что столько же месяцев она экономила на хлебе и молоке. Однако не следует сбрасывать со счетов элементарную человеческую жадность, которая всякий раз дает о себе знать при виде неохраняемого добра.

На той же станции в эпоху развитого социализма потерпел крушение эшелон с коксом. Приехал я туда сразу за восстановительными бригадами и сотрудниками правоохранительных органов. Последним пришлось вступить чуть ли не в рукопашную с налетчиками, которые по численному составу втрое превышали железнодорожников и прочих привлеченных к операции людей. Когда подсчитали убытки, ужаснулись: за несколько часов было утащено более двухсот тонн кокса. В нашем же случае потерь удалось избежать благодаря оперативникам линейного отделения.

Трапеза в... туалете

И это далеко не все неприятности, вернее, злоключения того дня. Оперативному дежурному доложили, что в электричке Ясиноватая - Мариуполь произошло весьма странное  ЧП. В туалете, якобы, закрылись мужчина и женщина бомжацкого вида. На стук и угрозу взломать двери не реагируют. Полученная информация подтвердилась лишь наполовину. Когда патрульные все-таки вскрыли дверь на станции Волноваха, то за ней обнаружили лишь женщину. Восседая на стульчаке, дама преспокойно трапезничала.

- Что за люди пошли?- возмутилась она. - Пожрать нормально не дадут... Какой билет? Кто их продает для проезда в отхожем месте. А мужик куда подевался, не заметила. Может, через окно вылез, а может, в унитаз смыло.

- Сам по себе данный инцидент, - комментирует случившееся начальник Волновахского ЛО подполковник Владимир Глушаница, - вполне можно отнести к разряду незначительных. И тем не менее, он  является грубейшим нарушением порядка и прав других пассажиров. Но вот задержать возмутителей спокойствия мы можем только на станциях, где имеются линейные отделения. А все потому, что сопровождение пассажирских поездов и электричек по приказу свыше передано работникам ВОХР. Весьма сомнительно, что практически безоружные и не наделенные соответствующими властными полномочиями люди смогут поддерживать порядок в поездах.  

Получается, сегодняшний пассажир со всех сторон оказывается незащищенным. Впереди с гвоздодерами и разводными ключами рыщут «металлисты», в поезде могут расквасить нос  хулиганы, а смыть кровь не удастся по милости оккупировавшей туалет бомжихи. Наконец, где гарантия, что под колесами локомотива не окажется застрявшая тачка с углем?...


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: