Громкое дело в донецком "Соколе". Как карты лягут?

Громкое дело в донецком "Соколе". Как карты лягут?

Прокуратура Ленинского района г. Донецк все-таки возбудила уголовное дело по факту конфликта в супермаркете "Сокол". Сообщение на официальном сайте прокуратуры появилось сегодня, 4 февраля, в выходной. Оно и понятно - дело резонансное. Только у многих возникает вопрос: почему нужно было тянуть с решением о возбуждении до последнего дня, давая пищу слухам о том, что заинтересованная сторона пытается всё замять и "порешать"? Впрочем, законом на принятие решения о возбуждении дела (либо отказе) отводится 10 суток.

ОФИЦИАЛЬНО

"После проведения доследственной проверки, с учетом оценки всех обстоятельств происшествия, прокурором Ленинского района Донецка 03.02.2012 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.125 (умышленное легкое телесное повреждение) УК Украины, направлено в Ленинский РО ГУМВД Украины в Донецкой области для проведения досудебного следствия. В ходе расследования дела прокуратурой области даны указания на проведение следственных действий (очных ставок, экспертиз, воспроизведений и т.д.), направленных на выяснение наличия у работников супермаркета прямого умысла относительно препятствования журналистской деятельности", - говорится в сообщении.

ПОЧЕМУ ВОЗНИК "КОНФЛИКТ"?

23 января в донецком супермаркете напротив областной больницы (ОЦКБ) охранники и работники "Сокола" вытолкнули на улицу и избили четырех человек: блогера и журналиста Павла Колесника, общественного деятеля Станислава Федорчука, а также  корреспондента «Українського тижня» Богдана Буткевича и фотокорреспондента Андрея Ломакина.

Это произошло во время проведения акции "Украина без холопов", цель которой - защита прав потребителей. Участники акции пытались провести фотосъемку продуктов питания в торговом центре «Сокол».

Павел Колесник

Павел Колесник: "В "Соколе" должен был пройти рядовой рейд по супермаркетам с участием киевских журналистов, которые хотели об этом написать. Мы зашли, начали рассматривать и фотографировать продукты, затем попытались рассказать охранникам-кавказцам об украинских законах, но в ответ нас начали избивать прямо в торговом зале и на улице, пытались ограбить, угрожали убить. Расистские оскорбления с нашей стороны не звучали, а вот они нас оскорбляли во время избиения и потом, назвав расистами. Нападавшие оказались выходцами из Азербайджана, и я считаю, что они опозорили свой народ, как нападением на мирных людей с фотоаппаратами, так и попыткой разжечь межнациональную рознь".

Запись, сделанная на мобильный телефон.

Приводим запись блогера Павла Колесника из Живого Журнала:

"... в Донецк приехали киевские журналисты из "Украинского тыжня" Богдан Буткевич и Андрей Ломакин. Они планировали написать статью о рейдах по супермаркетам, об информационном проекте "Украина без холопов", и для этого хотели увидеть собственными глазами как все происходит в супермаркетах. Кроме них на небольшую прогулку по магазинам собрались Дмитрий Коробко, Влад Беспалов, Павел Колесник и Станислав Федорчук.

...Мы отправились в торговый центр "Сокол" возле ОЦКБ. Совсем недавно там прессанули девушек с фотоаппаратами и журналисты решили проверить, что там вообще происходит. Влад Беспалов к этому времени уехал домой.

Долго поснимать в "Соколе" нам не удалось. Очень быстро появился молодой человек южной внешности и грубо спросил, на каком основании мы снимаем. Как обычно, я назвал основание - мы граждане Украины, а в этой стране фотографировать в торговых залах разрешено

- Покиньте магазин! - заявил молодой человек.

- А вы кто?

- А? - такое впечатление, что русский он освоил еще не очень хорошо.

- Вы кто?

- Я говорю, шо вы покиньте магазин.

- Кто вы?

- Я администратор этого магазина.

- На каком основании вы хотите, чтобы мы покинули магазин?

- На том, что вы снимаете.

- Но это же разрешено законом, - пытаюсь завязать дружелюбный разговор и вывести человека на дискуссию.

- Каким разрешено? Вы у администрации спросили?

- Статья 50 Конституции Украины...

- У администрации спросили, можно или не можно? - не слышит меня "администратор".

Пытаюсь вновь что-то объяснить о законах, но он уже не реагирует и говорит кому-то: "Охрана где?"

Весь разговор можете посмотреть на видео, через минуту подходят другие люди южной национальности, и заявляют, что фотосъемка запрещена.

- Законы Украины разрешают, - настаиваем мы.

- Да какие законы Украины! - повышает голос парень. - Ты у администрации спросил?

Я считаю, что в этой фразе вся суть происходящего. К нам приходят торговые сети из Европы, стремясь внедрить свои противоречащие украинским законам правила. К нам приходят со своими правилами торговцы с Кавказа и они тоже плевать хотели на законы страны, в которой живут и зарабатывают. Отечественный бизнес поступает точно так же. Мы живем в стране, в которой правят торгаши, а не законы. Но должно быть наоборот.

Кавказцы сразу перешли к делу - начали выталкивать, вырывать камеры из рук и бить в голову. Мой телефон, на который я снимал это видео, спас только шнурок на запястье и громкие крики "Грабят!" - мне удалось его высвободить. Андрей Ломакин как мог спасал свой "Марк", получая удары по телу и голове, Станиславу тоже доставалось за его фотоаппарат. Диму и Богдана только выталкивали, серьезные удары сыпались исключительно на тех, кто снимал.

У выхода я получил удар в лицо, упал в снег, увидел свои помятые разбитые очки и капающую с лица кровь на снегу. На видео слышен торжествующе-истеричный голос ударившего, который на ломаном русском говорит:

- Тебе показали? Видеосъемка запрещена!

Этот момент на видео:

Я поднимаюсь, пытаюсь отойти в сторону, в руке держу мобильный телефон. Он это замечает и начинает вырывать телефон из рук, я уворачиваюсь, зову на помощь. На помощь к кавказцу подбегают еще трое южан, но я успеваю спрятать мобильный в карман на молнии. Они кричат, что порешат меня, если я его не отдам, один засовывает руку в карман, я вновь уворачиваюсь. Без очков ничего не вижу, у меня близорукость -10, Богдан вытаскивает меня на другую сторону дороги и тащит в аптеку. Из рассеченного носа и лба капает кровь. У меня перелом носа и сотрясение мозга.

Станислава Федорчука кавказцы повалили на входе и начали избивать, он говорил, что прикрыл голову руками, но все равно пропускал удары - у него сотрясение мозга.

Фотокорреспондента "УТ" Андрея Ломакина также били по голове. Спасая камеру, он даже не смог прикрыться и потерял сознание - у него сотрясение мозга".

Киевский журналист УТ Богдан Буткевич рассказывает "Телекритике" об избиении в "Соколе" и делится впечатлениями о Донбассе.

В ЧЕМ ПРАВДА, БРАТ?

Собственник донецкого торгового центра ранее заявлял, что "сейчас мы тоже изучаем все детали, кто как поступил, естественно виновный будет наказан и административно и уголовно". Но затем г-н Пирвердиев, отвечая на вопрос о ЧП, делает еще одно заявление: "Была драка или нет - решит милиция. Может, действительно, когда их выводили, кто-то из них поскользнулся, упал. Если кто-то из магазина был виновен, он будет наказан, поверьте. Но мое мнение, что все это журналисты спровоцировали. Почему они не представились? И видео они поставили не полностью - там есть пробелы, вы разве не видите? Я сам против насилия, я депутат Ленинского райсовета от Партии Регионов, я хочу чтобы все было в рамках закона".

Затем Интернет облетели другие слова владельца супермаркета, из которых следует, что охрана его магазина не избивала журналистов 23 января, а "они подскользнулись на выходе и ударились о перила".

На одно из этих заявлений ответил в своем блоге Павел Колесник: "Малик Пирвердиев, посетители супермаркетов никому не обязаны представляться, а журналисты представились. Ваши люди избивали как журналистов, так и обычных посетителей. Запись видео прерывалась два раза по одной причине - гопники из "Сокола" пытались ограбить посетителя, избивали его, отбирая мобильный телефон. Если в вашем ларьке не действуют законы Украины, а трое посетителей одновременно подскальзываются, получая сотрясение мозга и переломы, то вам лучше работать в Азербайджане, а не у нас. Я тоже против насилия, поэтому считаю, что депутатом вы стали по недоразумению, а в торговле вам вообще не место".

Также Малик Пирвердиев милостиво разрешил журналистам снимать в своем магазине, но только в его присутствии: "Только представляйтесь, что журналисты! Я буду стоять рядом, чтобы и меня фотографировали!"

Ответ Павла Колесника: "Малик Пирвердиев, вы получили гражданство Украины и даже, по недоразумению, статус депутата, но не удосужились изучить законы страны, в которой живете. В нашей стране любой человек без всяких согласований может снимать видео и фотографировать в торговых залах, контролируя качество продуктов питания и предметов быта. Если вдруг ваш ларек откроется, я вам гарантирую - туда сразу же придут люди с фотокамерами и будут снимать, ни у кого не спрашивая разрешения. На этой земле действуют наши законы - и мы их защитим. А вы, Малик, не занимайтесь пустословием. Просто предоставьте следствию запись камер видеонаблюдения. Или они внезапно сломались?"

Кстати, о видеозаписи камер наблюдения супермаркета. Как пояснили прокуратуре в администрации "Сокола", именно в этот день произошел технический сбой и запись не велась.

Станислав Федорчук, который провел в больнице восемь дней, так прокомментировал это: "Сам факт исчезновения записей с камер видеонаблюдения говорит мне о профессиональности действий милиции. Я уверен в том, что съемка однозначно велась. Но владельцы супермаркета "Сокол" понимают, что на видео видно, кто позволял себе физические действия по отношению к нам и решили эту пленку просто спрятать. Другого объяснения исчезновению этих материалов у меня - нет".

На своей страничке в социальной сети "ВКонтакте" Джони Пирвердиев (Джамал?), который фигурировал на видеозаписи журналистов из ТЦ "Сокол", дал свое объяснение случившемуся (смотрите скриншот):

запись вконтакте - Пирвердиев

Джамал Пирвердиев

Серьезный парень - администратор ТЦ "Сокол" Джамал Пирвердиев. Который, по-видимому, ничего не знает о законах Украины.

 

адвокат Дмитрий Коробко

Один из участников инцидента адвокат Дмитрий Коробко:

- Меня, как юриста, больше всего затронули даже не действия охраны или национальный вопрос, на который они давят. Это не связано с национальностью, это связано с обычными правилами поведения в обществе. Главное - это то, как вела себя милиция. Согласно действующего законодательства, когда работники милиции выезжают на место происшествия, они должны сделать все для прекращения правонарушения, задержать, если это возможно, подозреваемых, определить круг свидетелей и выполнить действия, чтобы сберечь следы преступления. Из этого не было сделано ничего. Милиция приехала через полчаса после того, как я их вызвал, и они даже не заходили в магазин. Хотя эти люди, которые били, они стояли на пороге, находились в магазине - они не прятались.

Подозрительно пассивные, как мне кажется, действия правоохранительных органов могут привести к тому, что виновные уйдут от ответственности, я подготовил ещё несколько заявлений в суд и Генеральную прокуратуру о возбуждении уголовных дел по другим статьям. Как-то все обошли вниманием, например, попытку грабежа, ведь охранники "Сокола" пытались отобрать у Андрея Ломакина профессиональную фотокамеру (это есть на видео), а также открыто на улице избивали Павла Колесника именно с целью отобрать телефон, которым он вёл видеосъёмку. Кричали, что будут бить, пока не отдаст. На видео этого уже нет, но свидетелей была масса.

А отсюда возникают вопросы уже к милиции: почему охранники не задержаны, почему не обеспечена сохранность видеоматериалов с камер наблюдения магазина (теперь-то, конечно, оказалось, что у них именно тогда произошёл сбой), почему свидетели не опрошены, и где их теперь искать?! Вот поэтому следующий наш шаг будет направлен на обжалование действий, а точнее бездействия сотрудников милиции, которые, видимо, неспособны защищать тех самых граждан, которым они приносили присягу.

ПОЧЕМУ МЭР ДОНЕЦКА ДОЛЖЕН "УГОВАРИВАТЬ" ПРОКУРАТУРУ?

Городской голова Александр Лукьянченко в ходе пресс-конференции, которая состоялась 31 января, рассказал сотрудникам СМИ, что намерен добиться возбуждения уголовного дела в отношении охранников супермаркета "Сокол", избивших журналистов.

По словам мэра, он сейчас ведет переговоры с прокурором города, по поводу того, чтобы уголовное дело было открыто. "Кто нарушает, тот и должен отвечать независимо от того, к какой он партии принадлежит", - прокомментировал городской голова принадлежность владельца торговой сети к Партии регионов. Он также подчеркнул, что районное отделение партии также должно дать оценку действиям своего члена.

Напомним, речь идет о владельце магазина - Малике Пирвердиеве.

Абсурд этой ситуации очевиден. Ведь закон должен быть один для всех. И правоохранительные органы должны оперативно реагировать на противоправные действия без вмешательства властей.

"КОНФЛИКТ В "СОКОЛЕ": КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

К слову, данное ЧП в донецком супермаркете уже не первое.

Donbass.ua уже сообщал, что в воскресенье, 15 января, шесть человек, преимущественно женщины (среди них был один журналист), отправились в супермаркет, где нашли кефир, срок реализации которого истек сутки назад. Попытку сфотографировать просроченный продукт грубо пресекли охранники "Сокола", которые никак не реагировали на предоставленную им распечатку со статьями законов, подтверждающих право покупателей на фотосъемку.

"На нас орут, нас обзывают дураками и клоунами, "тыкают" и хватают за рукава, оскорбляют. Постоянно кто-то подбегает - и уже непонятно, нахрена сравнительно небольшому магазину столько охраны. Блогеру dongrag обещают "укоротить рост", ибо великоват", - написала блоггер pterodaktille, добавляя, что охранники просто хватали за руки и вышвыривали людей из магазина.

Блоггеры подтверждали эту информацию видеоматериалами. На улице потасовка продолжилась. Как пишет pterodaktille, пятеро или шестеро охранников продолжали оскорблять покупателей, угрожать, требовали прекратить съемку, а затем начали выламывать руки одной из женщин, пытаясь отобрать мобильник.

После инцидента покупатели обратились с заявлением в милицию. А 1 февраля стало известно, что правоохранители приняли решение не возбуждать уголовное дело по этому факту.

Милиция выяснила, что в супермаркете к фотографирующим покупателям подошли сотрудники охраны, которые "стали делать им замечания".

"… И объяснили, что производить фото-, видеозапись в магазине без согласия администрации запрещено. На этой почве в ходе разговора между ними произошел словесный конфликт, который длился недолго и прекратился самостоятельно", - говорится в постановлении.

На основании этого в возбуждении уголовного дела отказано.

31 января участившиеся факты препятствования профессиональной деятельности журналистов заставили Секретариат Донецкого областного союза Национального союза журналистов Украины обратиться с открытым письмом к правоохранителям Донецкой области. Полный текст здесь.


По материалам: donbass.ua, 062.ua, novosti.dn.ua, www.segodnya.ua, tyzhden.ua
Читайте также: