Газ будет! Но дорогой...
Сегодня Украина и Россия подписали газовый контракт на 10 лет - до 2019 года. Цена будет определяться по европейской формуле.
Одни хлопают в ладоши, другие рвут на себе волосы. Участники долгих и трудных переговоров считают, что победили все. Принимая их заявления на веру, мы всё-таки рискнем оценить, чего добились переговорщики в лице премьеров двух стран. И что получилось в результате.
Победа переговорщиков
«Переговоры были нелегкими, но мы пришли к соглашению, которое позволяет подписать все необходимые документы», - заявила Юлия Тимошенко после окончания тет-а-тета с российским коллегой. Владимир Путин же уточнил, что Украина и Россия в вопросах поставок газа переходят на европейскую формулу ценообразования. С 2010 года. А в 2009 году мы получаем скидку в двадцать процентов. И то - при сохранении льготного тарифа прокачки российского газа для европейских потребителей.
Можно ли считать такой результат победой? Безусловно. Открытым только остается вопрос - чьей.
Сами себя обхитрили
Если отталкиваться от вышеприведенных заявлений, то цена российского газа для Украины на I квартал 2009 года должна бы составлять 360 долларов за тысячу кубов. Расчет простой - среднеевропейскую цену приняли за 450, отняли 20% и получили результат, в два раза превышающий прошлогодний. Учитывая, что тариф на прокачку сохранился без изменений, какая-то очень уж проигрышная победа вырисовалась.
А ведь в канун Нового года Россия предлагала за голубое топливо 235 долл. при старой цене транзита, либо 250 при новой. Киев тогда отказался. В результате упорной борьбы за национальные интересы мы чуть не получили 360 при старой цене прокачки. И что выгадали?
Впрочем, заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Медведев пообещал сегодня, что среднегодовая цена на газ для Украины в 2009-м составит даже меньше 250 долларов за тысячу кубов. Но обещаний мы уже наслушались...
Эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заявлял, что московские договоренности - это «полное фиаско украинской газово-энергетической политики». По его убеждению, Киев поддался давлению, ничего не получив взамен. «То, что газотранспортная система остается в собственности Украины, ничего не означает. Мы понимаем, что при новом уровне цены украинская промышленность потеряет конкурентоспособность», - отметил Нарбут.
Вопрос приоритетов
Радует, что есть возможность раз в квартал пересматривать цену на газ. А для Европы она падает следом за ценой нефти с запаздыванием в шесть-девять месяцев. Так что уже в марте мы можем выторговать более выгодные условия. Если доживем...
Лидер Партии регионов Виктор Янукович уже заявил, что цена газа для Украины более 250 долларов за тыс. кубометров означает крах для экономики. На что советник Тимошенко по газовым вопросам Александр Гудыма ответствует: главное было - не унизить Россию и не обидеть Украину. Странно. Мне казалось, что главное - добиться минимальной цены на газ и максимальной - на транзит. Правительству, возможно, виднее, только оплачивать это «видение» придется нам с вами.
Дончанам придется раскошелиться
При цене газа выше 300 долларов (перспектива вполне реальная, учитывая «умение» Киева договариваться) тарифы на услуги центрального отопления и горячего водоснабжения могут вырасти в 2-2,5 раза. «В структуре себестоимости наших услуг газ занимает 67%, и при любых колебаниях цены на топливо эта доля растет, поэтому другого выхода, кроме пересмотра тарифов, у нас не будет», - рассказал первый заместитель директора ККП «Донецкгортеплосеть» Александр Семченко.
Комментарии «Донбассу»
Вадим Колесниченко (Партия регионов):
- Газовые договоренности, достигнутые в результате переговоров между Тимошенко и Путиным, не учитывают интересов нашего народа. Это - крах и коллапс для Украины. Теперь вопрос, как быстро ее жители оценят и насколько громко скажут власти «спасибо».
Владимир Скубенко (БЮТ):
- Я вижу три позитивных момента. Во-первых, мы наконец-то уйдем от подковерных, корпоративных договоренностей, которые давно присутствуют в отношениях Украины и России. Во-вторых, нам удалось избавиться от посредников, которые за короткий срок сколачивают себе миллиардные состояния (я имею в виду «РосУкрЭнерго»). Газовыми вопросами должны заниматься только государственные структуры. И, в-третьих, Украина показала себя как полноценное независимое государство, так что теперь не может идти речи о продаже национальной газотранспортной системы.
Кирилл Сазонов.