Газовый бой на арене СНБО
Заседание СНБО по вопросам энергетической безопасности закончилось скандалом и набором взаимных обвинений во всех смертных грехах. Что никого не удивило - сама ситуация не предусматривала другого решения. Когда Ющенко и Тимошенко в закрытом помещении обсуждают результаты газовой войны с Россией, о каком конструктивном диалоге может идти речь? Президент явно собирался устроить показательную «порку» премьера. Она прекрасно это понимала и готовила свои сюрпризы. Заседание СНБО трижды откладывалось по неубедительным причинам. Но от судьбы не уйдешь.
Президент взял прокурорский тон
Открывая мероприятие, Ющенко заявил, что СНБО должен дать оценку событиям в энергетической сфере. «Я настаиваю на том, что вещи, свидетелями которых мы стали, напрямую угрожают украинской государственности», - начал он. А потом перешел к прямым обвинениям. «Международные переговоры ведутся в рамках директив. Премьер-министр не выполнила директивы, которые дал президент. Она не имела полномочий на принятие тех решений, которые были приняты в рамках московских договоренностей. В начале 2009 года у Украины были все основания для того, чтобы выйти из газового кризиса, отстояв свои национальные интересы, но этого не случилось», - заявил Виктор Андреевич.
Прилюдное обвинение
После окончания своего жесткого выступления Ющенко сделал неожиданный и достаточно хитрый ход. Когда после его обвинений пришла очередь оправданий Тимошенко, прессу попросили покинуть заседание. С точки зрения президента, поступил он абсолютно правильно: всё важное читатель и зритель может узнать из его заявления, а остальные, особенно премьер, только всех путают, так что нечего их слушать и цитировать.
Политтехнолог Тарас Березовец, пять лет бывший кадровым сотрудником Совета нацбезопасности, скажет позже: «Это как-то не по-джентльменски и совсем не по-мужски - пригласить прессу и в ее присутствии 40 минут распинать премьера, а затем попросить журналистов уйти под предлогом того, что СНБО проходит в режиме секретности. То есть не дать главе правительства даже ответного слова».
Впрочем, Тимошенко успела крикнуть покидающим зал журналистам, что «ни одно слово господина Ющенко не соответствует действительности - ни по контрактам по газу, ни по кредиту». Наверное, боялась, что до окончания заседания пресса разъедется по редакциям. Ничего подобного - народ хотел знать, чем закончится битва титанов.
Закулисное оправдание
Тимошенко считает, что целью проведения заседания является разрыв контрактов между Национальной акционерной компанией «Нафтогаз України» и российским «Газпромом» по поставкам и транзиту природного газа на 2009-2019 годы. И возвращение на газовый рынок «РосУкрЭнерго». А обвинения в свой адрес называет очередной попыткой дискредитации работы правительства. Такая простая черно-белая картинка.
Заключенные в Москве газовые контракты премьер готова защищать до последнего патрона. Она даже пообещала обратиться в Европейский Союз с просьбой о проведении соответствующей экспертизы. Тимошенко привычно рассказала о выгодности соглашений, подчеркивая, что цена на голубое топливо для Украины является меньшей, чем для других стран (кроме Белоруссии). Наверное, если повторять это очень часто, поверить будет легче. И тот факт, что миссия МВФ в растрепанных чувствах покинула Украину, никого не должен беспокоить. «Безусловно, мы ведем работу, и я уверена, что эта программа будет продолжена», - сказала Тимошенко. В общем, на нашем небосклоне сплошное солнышко и ни облачка. Всё просто хорошо, только бы силы зла не мешали мудрому, но беззащитному правительству.
Сухой остаток посиделок
Впрочем, «силы зла» оставили последнее слово за собой. Вдогонку премьеру несколько теп-лых слов сказал замсекретаря СНБО Степан Гавриш. Он отметил, что во время заседания Тимошенко сделала три лживых заявления. Это касается вопроса возвращения на наш газовый рынок компании «РосУкрЭнерго», планов денонсации соглашений между «Газпромом» и «Нафтогазом» и того, что СНБО является «крышей для коррупционных сделок». «Хочу от имени СНБО и от себя лично заявить, что это не соответствует действительности и является ложью», - сказал Гавриш.
В общем, все привычно поругались, обвинили друг друга в коррупции, нарушениях и лжи. Понятно, что практической пользы стране такие собрания не принесут. Впрочем, думают ли об этой пользе те, кто их устраивает?
МНЕНИЯ
«На нас повесят и войну!»
Председатель Временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам расследования состояния функционирования газотранспортной системы Украины и обеспечения газом потребителей в 2008-2009 годах Инна Богословская (ПР) после заседания СНБО заявила о намерении обратиться в Генпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против премьер-министра - за злоупотребление ею властью и служебным положением. «Страшнее того, что я увидела, тяжело представить. Завтра она заявит, что мы развязали войну, а она с этим борется», - сказала Богословская.
«Не их собачье дело»
Член фракции блока НУНС Роман Зварыч считает СНБО некомпетентным рассматривать экономические вопросы. «Я вообще считаю, позвольте такое не совсем парламентское высказывание, что это не собачье дело Совета нацбезопасности и обороны. В соответствии с Конституцией, в соответствии с законом Украины о Кабинете министров сфера ведения хозяйства, то есть национально-экономического ведения хозяйства, является сферой Кабмина», - сказал Зварыч в эфире «5-го канала».
Юрий Данилов.