Юрий Луценко: Мое дело будет решаться не в юридической, а в политической плоскости

Юрий Луценко: Мое дело будет решаться не в юридической, а в политической плоскости

Опальный политик передал из Лукьяновского СИЗО через своего адвоката ответы на вопросы корреспондента.

27 декабря исполнится год со дня ареста Юрия Луценко. Экс-глава МВД убежден в том, что его дело разваливается, но не уверен в оправдательном приговоре. Он считает, что оппозиция не сможет взять большинство в новом парламенте, а будущее страны может измениться лишь  в 2015-м - после президентских выборов.

- Как вы себя чувствуете, получаете ли медицинскую помощь?

- О здоровье много говорить не хотел бы. Скулить не приучен, а похвастаться - нечем. Медчасть СИЗО даже теоретически не способна помочь при какой-либо серьезной болезни. Но перевести на стационарное лечение они не могут из-за нормативных документов своего ведомства, где все еще торжествует сталинский принцип отношения к людям как к лагерной пыли.

Поэтому при проблемах с печенью, желчным, поджелудочной и пищеводом мне ежедневно меряют давление, спрашивают, с какой стороны болит больше, и регулярно взвешивают. Моя часть этого абсурдного, но максимально доступного тюремного медицинского действа - ежедневное написание на имя начальства "письма счастья" о том, что я не имею претензий к администрации и медчасти СИЗО.

- Вы уверены в том, что ваше дело в суде разваливается?

- Это абсолютно очевидно для всех, кто следит за судебными заседаниями. Обвинения в сговоре министра с водителем с целью завладения бюджетными средствами в виде его зарплаты и пенсии не подтверждены ни одним (!) из допрошенных свидетелей. Все, как один, говорят о применении при оформлении на службу Приступлюка обычных процедур и подходов, которые соответствуют действующему законодательству и практике десятков лет деятельности кадрового аппарата МВД. Ни один свидетель не заявил о каких-либо незаконных указаниях Луценко по этому поводу.

Единственный свидетель, на показаниях которого ГПУ выстраивала обвинения, не только отказался от тех показаний, но и рассказал, что его привозили из больницы в полусознательном состоянии, чтобы подписать уже напечатанные протоколы его допроса.

Интересно, что ГПУ отреагировала на такой тотальный провал в ходе судебного следствия достаточно оригинально. Теперь они заставляют недопрошенных свидетелей писать заявления, что они не хотят свидетельствовать в суде и просят зачитать их ранее сфабрикованные в ГПУ показания.

- Каковы шансы на оправдательный приговор?

- Я обсуждал этот вопрос с обоими моими главными защитниками - Игорем Фоминым и Алексеем Баганцом. Опираясь на несколько десятков лет опыта, они способны оценить это дело с двух сторон. Один - как очень известный адвокат, другой - как экс-руководитель прокуратуры области и заместитель генпрокурора. Оба аргументировано утверждают - в материалах дела нет юридических доказательств инкриминируемых мне преступлений.

Но всем понятно, что дело будет решаться не в юридической, а в политической плоскости. Поэтому решение суда будет зависеть исключительно от размера фобий и желания мести главного заказчика.

- Ожидаете ли против вас новых уголовных дел?

- В стране, где правят ограниченные люди с неограниченными законом возможностями, все возможно. Но на фоне изъятых недавно при аресте руководителя госструктуры миллионов долларов, килограммов золота и бриллиантов,  продолжение высасывания из пальца преступлений в стиле незаконного празднования Дня милиции будет очередным саморазоблачением политически ориентированных действий Генпрокуратуры.

- Власти пытались с вами договориться - может быть, обещали что-то в обмен на чистосердечное раскаяние или отказ от политической борьбы?

- В должности министра внутренних дел я никогда не занимался политторгами и взаимозачетом компромата. На этом нажил много врагов во всех политсилах. Но считал и считаю это правильным поведением руководителя силовой структуры. И сейчас никаких переговоров не веду. Не о чем.

- Чего добиваются власти судом над вами, содержанием под стражей?

- Мне кажется, это уже понятно всем. Запугивание общества, изъятие из политической жизни оппонентов, удовлетворение от мести над ненавистным Майданом - главные движущие силы процессов над Луценко и Тимошенко.

- Вы наверняка слышали о проекте объединения оппозиции. Этот сценарий будет реализован?

- Я публично заявлял, что победить нынешнюю монополию Партии регионов можно только объединением оппозиции в единый список для реализации единой программы. В силу так и не преодоленных амбиций оппозиционеры будут идти на выборы несколькими списками. Это хуже, но не смертельно. Шансы на победу остаются, если лидеры оппозиции договорятся о взаимном непротивостоянии, согласовании кандидатов в мажоритарных округах и публичном договоре о не вхождении в коалицию с ПР после выборов. Напомню, что именно такой подход позволил в 2007 году БЮТ и НУНС выиграть досрочные парламентские выборы.

Будет ли реализован этот подход - покажет жизнь. Многие скептически к этому относится, учитывая многолетнюю традицию микрогетманщины в украинской политике. Провластные СМИ уже сейчас раскручивают справедливые и не очень обиды вождей реестровых демократов.

Поэтому и публично, и в частных письмах я обращаюсь к оппонентам Януковича: согласованность совместных действий - единственный путь к победе. Не стоит обращать внимания на размер будущих фракций, влияние оппозиции в нынешней авторитарной системе ПР равно нулю. Единственный способ повернуть государство лицом к людям и к европейскому будущему - получение общей победы. Я верю в реализацию этого подхода. Если бы люди действовали только реалистично, они все еще передвигались бы на четвереньках и прыгали по деревьям, цепляясь за ствол хвостом.

- Вам не кажется, что совместное принятие властью и оппозицией закона о выборах попахивает "договорняком"? Где гарантия, что без вас и Тимошенко оппозиция не превратится в полностью контролируемое объединение?

- Я считаю политически неправильным голосование большой части парламентской оппозиции за этот закон, который приносит половину депутатских мест в жертву денежным мешкам ПР. Понятно, что власть и без них провела бы этот закон. Потому что без такого изменения правил она на 100% теряет власть. Остановить этот процесс оппозиция не могла. Но освящать его своим участием и еще называть "победой", мягко говоря, неразумно.

Вместе с тем я считаю, что зацикливаться на этой досадной ошибке не стоит. Ничто не должно помешать совместной работе Тимошенко, Яценюка, Кличко и Тягнибока.

- Какой видите свою дальнейшую политическую судьбу?

- Я не изменил своих политических взглядов и принципов. Буду и дальше их отстаивать. Где именно - в камере или на митинге - зависит не от меня. Но ничто не заставит меня испуганно молчать или петь под чужую дудку.

- К чему может привести нынешняя ситуация в стране, чего ожидать - бессменного правления Януковича, народного бунта, заговора элит?

- Прежде всего, я убежден, что за эти два года Янукович прошел путь к политическому разводу с украинскими избирателями. Все социологические опросы свидетельствуют, что у большого корабля - большое кораблекрушение. В этой связи смена власти неизбежна. Вопрос заключается лишь во времени и в способе  перемен. Со временем уже достаточно ясно. Введение мажоритарной составляющей парламентских выборов делает невозможной победу оппозиции, достаточную для прекращения узурпации власти.

Таким образом, полная смена постсоветского спазма современной украинской истории состоится в 2015 году на президентских выборах. Здесь возникает вопрос о способе. А именно: смирится ли ПР с очевидным фактом проигрыша Януковича лидеру оппозиции во втором туре выборов? Ответ на этот вопрос и будет диктовать, собственно,  способ изменений. Ответ на это вопрос будет давать народ. Но в зависимости от действий власти - или на выборах, или на Майдане.


По материалам: news.liga.net
Читайте также: