Кризис закрыл школы

Родители уходили с сессии, пообещав депутатам судебные разбирательства.

Cнежнянский горсовет принял беспрецедентное и, как подчеркнул мэр Валентин Чепурной, «политически убийственное» решение о закрытии вечерней и сразу четырех общеобразовательных школ.

Угля осталось лишь на месяц

Ни одна школа в городе не заполнена на сто процентов - ни в центре, ни на периферии. Они могли бы обучать тысяч одиннадцать детей, а в городе школьников почти вдвое меньше. Затраты на образование велики. Средства распыляются на всех, нет возможности закупать новое оборудование, модернизировать учебный процесс. И если в этом году при перевыполнении всех программ, при рекордно нарощенных объемах производства все школы можно было содержать, то со следующей весны, с которой, как подчеркивали снежнянские депутаты, прогнозируют начало двухлетнего «ужаса и провала», те просто самоликвидируются.

Уже сейчас, сообщил первый зам мэра Виктор Маруценко, нужно найти полмиллиона гривен, чтобы купить уголь: его в школах хватит лишь до третьей декады декабря. Зам начальника финуправления Наталья Ченская рассказала, что предприятия о планах на будущий год молчат, контрольные цифры бюджета неясны, так что пока нельзя сказать, какой будет казна на 2009-й. Но понятно, что никакого ранее анонсированного поэтапного повышения зарплат уже не предвидится. Город ожидает, что дефицит бюджета просвещенцев будет примерно таким, как и в этом году - около трех миллионов. Причем денег не хватит даже на защищенные статьи (энергоносители, зарплата, а еще подвоз, питание детей). Предприятия сокращают производство, а процентов девяносто казны составляет подоходный налог.

А если урезать администрацию...

Чепурной назвал сессии такие данные: некоторые частные шахты сокращают численность на сто и больше человек, на машиностроительном заводе, мол, уже в некоторых вспомогательных производствах - четырехдневка, «Снежнянскхиммаш» собирается в январе в бесплатный отпуск. С чего наполнять бюджет?

Заведующая гороо Лидия Замковая предупредила, что финансовые трудности грозят срывом тестирования, а это - судьбы выпускников! Словом, куда ни кинь…

Только родители, заполнившие сессионный зал, и некоторые депутаты категорически не соглашались с такими доводами. Александр Синельников справедливо подчеркнул, что сессии не показано на цифрах и фактах, как работала комиссия, что считала, где искала резервы. Может, нужно ускорить приватизацию, продажу земли, чтобы насобирать денег на образование. Или урезать администрацию, как делают угольщики, сокращая в первую очередь аппарат управления.

Профлидер просвещенцев Нелли Галаган напомнила, что из-за малого количества детей сокращать классы и тем более закрывать в поселках школы нельзя: закон говорит, что здесь это определяется демо-графической ситуацией. Предлагалось слить воедино две центральногородские школы, сэкономив средства для горняцких поселков.

«Встретимся в суде!»

Родители детей школы №10 рассказали, что после бурного общешкольного собрания за ночь собрали под письмом против закрытия семь сотен подписей (наверное, все жители подписывались, ведь в школе чуть больше сотни учащихся), они горячо доказывали, что нужно до весны оставить всё на своем месте, не травмировать детей и учителей:

- Все равно о сокращении и увольнении вы обязаны предупредить за два месяца, значит, до конца января люди будут получать зарплату. А там и до весны рукой подать. Школы надо охранять, протапливать, чтобы не сгнили. А подвоз ребят во сколько обойдется? Сколько сейчас стоит ГСМ? Какая же тут экономия?

Согласились депутаты с тем, что общественное мнение надо было подготовить так, чтобы ликвидацию люди не восприняли как катастрофу. Школа в Орехово де-факто не работает с осени, а де-юре ее только 21 ноября закрыли. Еще летом всех родителей уговорили перевести детей в другие школы, организовали подвоз, учителя не оставлены без работы.

А с другими претендентами на закрытие не церемонились: трах-бах - кризис! Мол, надеяться не на что!

Каково было северному поселковому голове Раисе Сусленко краснеть перед родителями, когда именно они принесли ей новость о ликвидации школы. Раиса Ивановна на сессии, волнуясь, сбивчиво, но упрямо возмущалась: почему ничего об «оптимизации» не сообщили заранее, может, поселок что-нибудь бы придумал. Этот поссовет единственный в Снежном, который живет без дотации. Может, местные спонсоры и подсобили бы топливом, финансами, чтобы до окончания учебного года не устраивать переезды.

Хотя суммы слишком велики, чтобы надеяться на спонсорство.

Словом, большинством голосов снежнянские народные избранники решили закрыть всё, что запланировали: ОШ №6 и 10, северную №2, Ореховскую и вечернюю. Как хирурги, которые ампутируют ногу с гангреной, чтобы спасти человека.

Правда, родители покидали сессионный зал с обещанием:

- Встретимся в суде! Почему бы в исполкоме сокращения не организовать, доплаты урезать и так далее. Это еще не конец!


Валентина ПОСТНОВА. Фото автора.