Сомалийские пираты взяли в руки автоматы, или Как наш корреспондент встречался с флибустьерами
Они ровно четыре месяца (с 25 сентября прошлого года) подвергают испытаниям захваченный экипаж украинского судна «Фаина». Собкор «Донбасса», рассказывая о конкретных судьбах и реальных историях, связанных с атаками морских разбойников, развеивает ореол таинственности и романтики этого черного ремесла.
В кинозал - с «калашниковым» наперевес
С пиратами, этими разбойниками морских перекрестков, я знаком не только по сочинениям биографов Генри Моргана. Так, в вахтенном журнале парохода «Червоноград» Азовского морского пароходства, где ваш покорный слуга значился дублером старшего офицера, имеется запись о ночном визите парочки флибустьеров весьма свирепого вида. По крайней мере, таковыми они показались всем, кто находился в столовой команды, выполнявшей параллельную функцию плавучего кинозала.
Итак, народ смотрит кино, кое-кто уже начал дремать - и тут чья-то бесцеремонная рука врубает освещение в столовой. Все готовы разразиться проклятиями в адрес добровольного киномеханика, поворачивают головы и... Словом, вышло почище, нежели в финале гоголевского «Ревизора».
Однако, несмотря на шок, мореплаватели все же заметили явную растерянность на лицах незнакомцев, один из которых вооружен лупарой (обрез охотничьего дробовика, используемого на Сицилии в качестве основного орудия вендетты), второй держал наперевес наш родимый «калашников» с откидным прикладом.
Капитан Коля Потапов впоследствии признался, что подумал, будто бы гости явились за сигаретами «Мальборо», нашей законной добычей. Этим добром были заполнены не только рундуки мореходов, а подшкиперская боцмана-сквалыги. Кстати, десятка полтора красно-белых пачек щедро валялись на столах плавучего кинозала. Картонные ящики с американскими сигаретами были замечены утренней вахтой спустя двенадцать часов после того, как «Червоноград» покинул Геную. Они мирно качались на пологих волнах, уходя яркой лентой за окоем. По распоряжению капитана сыграли шлюпочную тревогу, заодно по радио на пиршество пригласили экипаж теплохода «Фирюза», следовавший несколько мористее.
Выуживая из воды драгоценные ящики, мы, разумеется, не ломали головы над тем, почему они оказались в открытом море. Да и пираты интересовались вовсе не сигаретами, что выяснилось из последовавшего диалога:
- Шип «Стар Эжипт»? - спросил вооруженный «калашниковым» гость.
- Ноу, - покачал головой Потапов.- «Червоноград». Азов шипинг компани, Совьет Юнион.
- Ску затто, сеньоре, - повинились гости и покинули плавучий кинозал.
- Ошиблись, чертяки, - прокомментировал капитан уход визитеров, когда мы наблюдали, как те перебрались через низко сидящий фальшборт на катер и растворились во мраке. - Ну и чоп я поставлю сейчас вахте - за то, что прохлопали.
Спустя трое суток мы узнали от стамбульского лоцмана о нападении пиратов на теплоход «Звезда Египта». Корсары унесли несколько ящиков серебра в монетах и забрали судовую кассу.
Сражение в Малаккском проливе
Пираты промышляли задолго до рождения Христа, не забыто черное ремесло и сегодня, подтверждением чему может служить рассказ пятидесятилетнего боцмана Сергея Березина, который накануне Нового года участвовал в отражении атаки корсаров на контейнеровоз «Вероника Грюн». К слову, контейнеровозы чаще прочих судов подвергаются нападению морских разбойников. Причем боцман считает, что пираты имеют осведомителей в портах и судоходных компаниях, которые сообщают «клиентам» о характере груза, времени отбытия и прочих деталях. Но вернемся к происшествию с «Вероникой Грюн» под либерийским флагом, которое произошло в Малаккском проле. Рассказ Сергея, неделю тому списавшегося на берег, привожу по записи...
«Это случилось на вахте третьего помощника капитана, где-то около двадцати ноль-ноль по местному времени. Мне в каюту позвонил старпом и приказал приготовить с правого борта два пожарных рукава. Уже на палубе он сказал, что к нам приближается быстроходная лодка. И если в ней действительно окажутся пираты, то их надобно встретить достойным образом. Гляжу, судно действительно нагоняет плавсредство вроде тех, на которых браконьерничают мои земляки-мариупольцы.
- Возьми в помощники одного матроса, - вновь приказывает чиф, - и притаись за фальшбортом. Как только дам команду, лупите прямо по гостям. В первую очередь, постарайтесь залить моторы. Тогда мы нормально оторвемся. А я поднимусь на мостик, где механики готовят пожарный монитор. Думаю, отобьемся.
Лежим с матросом-филиппинцем, наблюдаем за лодкой через швартовный клюз. «Пираты», - шепчет мой боевой товарищ. И действительно, в лодке четверо молодцев с автоматами. На наше счастье, оружие они держали за спинами, иначе бы нам не сдобровать. Ох, и дали же мы им! Как только старпом заорал с верхотуры: «Фойер!» - мы и вжарили с двух стволов, а здесь еще монитор выплюнул струю под давлением в десять атмосфер.
Как и рассчитывал старпом, залпом из трех точек мы залили моторы, а заодно уложили на дно лодки нападавших. Минут через десять поднимаю над фальшбортом голову и тут же растягиваюсь на палубе. Один из гадов уже начал палить из автомата вслед. Но он явно опоздал, за десять минут «Вероника» успела отойти на безопасное расстояние. В первом же порту капитан сообщил о произошедшем инциденте в полицию. Опросили меня, матроса-филиппинца и чифа. Только что мы могли заметить в той кутерьме...»
Из яхтсменов - в бомжи
Известного яхтсмена, кавалера двух орденов «За мужество» Ивана Кириченко, полагаю, не надо представлять читателям. Так вот, мой бывший соплаватель считает, что к загадочному исчезновению яхт и других маломерных судов прямое отношение имеют пираты.
- В Новой Зеландии, - вспоминает Иван,- на борт моей яхты «Леди Л» поднялся стопроцентный бомж и попросил что-нибудь пожевать. Назвался Дэвидом. За чаркой рассказал, как в десяти милях от берега был настигнут пиратским катером. У него отняли яхту, деньги, документы, а самого высадили на пустынный мыс. По словам Дэвида, американский консул, к которому он обратился, велел зайти после того, как придет ответ на отправленный в Чарльстон запрос. От владельца яхтклуба, который тоже подкармливал бедолагу, я узнал, что история новоявленного бомжа Дэвида не является выдуманной. А ведь далеко не всем везет, как этому американскому парню. Пираты, как правило, стараются не оставлять ни следов, ни свидетелей.
Такой контейнеровоз - лакомый кусочек для корсаров.
Жены готовы снять... сережки
Пригожую гражданку лет сорока я изначально принял за судовую повариху или буфетчицу. Но оказалось, что ошибся. Елена Воронихина (жаль, отказалась фотографироваться) - законная жена второго механика Игоря Воронихина, пароход которого (естественно, под чужим флагом) стоял в Мариупольском порту. Как выяснилось, Елена на часок отпросилась с работы, чтобы проведать супруга, который стоял суточную вахту. Реакция на вопрос о «Фаине» и пиратах вообще оказалась несколько неожиданной:
- Считаю, что женам ребят с «Фаины» во сто крат горше, нежели их мужьям. Они же начисто истлели душевно. Здесь пока собственного из рядового рейса дождешься, всякое передумаешь: здоров ли, не попал ли где-нибудь в ураганный шторм? Что же касается конкретно «Фаины», то могу сказать, что адмиралы и всякие там правители - самые настоящие тюфяки. Давно бы послали военные корабли да навели порядок на морских дорогах. Чтобы эти разбойники внукам заказали... Мы, морячки, тоже могли бы сгодиться. Например, моя подруга готова пожертвовать для выкупа все свои украшения. А их у нее до полукилограмма наберется. Пусть только объявят сбор, мигом откликнемся.
В ТЕМУ
Все в одной каюте
Состояние здоровья моряков с украинского судна «Фаина» ухудшилось.
Как передает «Радио Свобода», по сообщению сомалийского бизнесмена Османа Фараха, участвующего в переговорах с пиратами, семь членов команды страдают от гипертонии, кишечных расстройств и кожных заболеваний. Однако пресс-секретарь МИДа Украины Василий Кирилич на брифинге в Киеве заявил: информация о том, что семь членов экипажа судна требуют немедленно медпомощи, не соответствует действительности. Но отметил при этом, что заложники очень долго находятся в одной каюте захваченного судна, и это не может способствовать их нормальному физическому и психологическому состоянию.
(По сообщениям информагентств).
Требуют прямых переговоров
При захвате пиратами на борту «Фаины» находились трое россиян, 17 украинцев и один латыш. Позднее один из россиян умер от гипертонического криза. Судно следовало под флагом Белиза в Кению и перевозило военную технику, в частности, 33 танка Т-72 и запчасти к бронетехнике. За освобождение судна и экипажа пираты требуют выкуп.
Его сумма согласована, сообщил на пресс-конференции в четверг представитель судовладельца Виктор Муренко. При этом он отказался назвать конкретную цифру, ссылаясь на конфиденциальность информации, однако отметил, что в ближайшие дни заложники должны быть освобождены.
(По сообщениям информагентств).
Юрий Хоба. Фото автора.