Героев блокады Ленинграда наградили через 65 лет

Супруга фронтовика Владимира Берковского, почтовый работник Мария Васильевна, рада за мужа: «Он у меня настоящий мужчина».

Корреспонденты «Донбасса» побывали в гостях у освободителей осажденного города и его жителей, получивших ордена и медали.

Генеральный консул России Всеволод Филипп вручил государственные награды пятерым ветеранам Великой Отечественной войны, участвовавшим в прорыве блокады Ленинграда 65 лет назад, а ныне проживающим в Донецкой области.

Открывая встречу, генконсул отметил, что в России с большим уважением и симпатией относятся к Донетчине, свято хранящей общую историю, православие и язык. Гость наградил ветеранов (под продолжительные аплодисменты, потому что старикам-героям, опирающимся на палочки, каждый шаг дается с огромным трудом) и поощрил победителей областного конкурса сочинений «День Победы глазами школьника». Прекрасно изданную историко-справочную литературу получили Оксана Богун (Шахтерск), Дарья Вербовецкая (Новоекатериновка), Никита Маценька (Донецк) и три школы, приславшие на конкурс наибольшее количество работ: №18 г. Харцызска, №112 г. Донецка, №19 г. Шахтерска.

Награды РФ, врученные ветеранам ВОВ из Донецкой области:

орден Красной Звезды - Петру Бессарабову (Макеевка)

медаль «За боевые заслуги» - Владимиру Берковскому (Краматорск)

медаль «За отвагу» - Дмитрию Белику (с.Артемовка, Константиновский р-н)

медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» - Людмиле Барабаш (Дебальцево)

знак «Жителю блокадного Ленинграда» - Галине Мельниковой (Авдеевка).

ПОДВИГ В ПОЛЬШЕ

Сегодня в семье краматорчанина, ветерана войны, многолетнего работника автотранспорта Владимира Берковского царила праздничная атмосфера. Супруга Мария Васильевна и двое детей - Валерий и Валентина - сердечно поздравили отца: на его груди сверкала медаль «За боевые заслуги».

Уважаемая в среде фронтовиков награда нашла воина более чем через 60 лет. Указ Президиума Верховного Совета СССР о его награждении был подписан 6 августа 1946 года. Через полтора года после того памятного боя...

Едва призванный на фронт боец пехотного полка - стрелок противотанкового ружья - в составе войск 1-го Украинского фронта участвовал в Висло-Одерской наступательной операции, начавшейся 13 января 1945 года с Сандомирского плацдарма в Польше. 19 января взвод Берковского вместе с несколькими штурмовыми батальонами рванул в прорыв и захватил шоссейную и железную дороги Кельце - Краков. Движению мешала укрепленная здесь линия обороны немцев, особенно их танки, закопанные по башню в землю. «Пулеметами и огнем из пушек они положили немало наших ребят, - вспоминает горячий день фронтовик. - Но удачным выстрелом я заклинил башню одного танка, к нему тут же подоспели наши и забросали немцев гранатами».

Однако сам Владимир Моисеевич уже не видел, как заполыхали все три танка, а остатки фашистов подняли руки, потому что снаряд одного из них достал-таки меткого стрелка. Осколки тяжело ранили воина, и начался его полугодовой путь по госпиталям.

- Но я рад, - гордо посмотрел мне в глаза фронтовик, - что есть и мой вклад в разгром врага в той операции: ведь вскоре наши пошли в наступление на Берлин, освободив Польшу и Чехословакию.

- Как сложилась ваша послевоенная жизнь?

- После лечения в июле 1945-го меня отправили на Дальний Восток, там ведь вскоре началась война с Японией. Затем я окончил школу младших специалистов и стал старшиной автомобильного батальона. Служил до 1950 года. Вернулся в Краматорск, стал трудиться водителем на автобазе. Оттуда и ушел на пенсию в середине восьмидесятых.

- Как живется сегодня?

- Всё в порядке, - приосанился старый солдат. - Раны вот стали беспокоить да глаза уже не те. Врачи говорят, что это из-за взрыва того танкового снаряда. Ну мне грех жаловаться, жена хорошая, дети и внуки не дают скучать. Спасибо за заботу, я рад, что дожил до этого дня. У меня много наград, но эта медаль особая: до мелочей помню тот тяжелый бой, ведь сколько моих друзей полегло...

Сергей Маринцев. Фото автора.

ДЕВОЧКА СБРАСЫВАЛА ФУГАСКИ

Галина Мельникова до сих пор удивляется, как это ее разыскали и вручили знак «Жителю блокадного Ленинграда» - ведь столько лет минуло! О пережитых ужасах голода жительница Авдеевки рассказывает со слезами, но их останавливает радость: ведь о ней вспомнили и уделили капельку внимания. Награду полагается обмыть, и по такому случаю Галина Васильевна с мужем Анатолием Ефремовичем пропустили по символической рюмочке,  перелистали семейный альбом.

- Галина Васильевна, как вы пережили блокаду?

- В первые дни мама брала меня и брата с собой: мы дежурили на крыше и палками сбрасывали с нее фугаски. Мне тогда было девять лет, брату - пять. У нас в семье было заведено, что сегодня нож зубами скоблю я, а завтра Алька - после того как мама порежет хлебушек. А давали нам его 125 граммов в сутки... Когда маму свалила цинга, и ее забрали в госпиталь, я осталась с братом. Ходила с ним на Петроградскую, где нас прикрепили к столовой. В маленький бидончик нам наливали немножко похлебки - водичка, а в ней плавала горошинка... Да ничего мы не ели - веники парили...

Знак «Жителю блокадного Ленинграда» стал первой военной наградой, которую дождалась Галина Мельникова.

- Правда, что свирепствовавший голод приводил к людоедству?

- Алька был толстенький, два раза его пытались украсть... Но не всегда было так страшно. Однажды мы шли по мосту, а навстречу высокий мужчина и на каждом шагу пригибается, потому что все мосты через Неву обстреливались насквозь. Алька говорит: «Галь, это идет летчик, он не знает, когда пригибаться. Дядечка! Вот когда шипит - не нагибайтесь, а быстро ложитесь: это ваша пуля! А когда свистит - смело идите, сколько вам надо!» В ответ мужчина достает во-о-от такую шоколадку (блокадницу начинают душить слезы. - Прим. В.Т.). Достает и Альке дает. Говорит: «Спасибо тебе, мальчик, что ты меня просветил». Господи, мы этот шоколад принесли домой, нюхали и смотрели на него, как на какого-то бога, пока мама не пришла из госпиталя.

- Когда прорвали блокаду, самое страшное осталось позади?

- Меня с братом отправили в Бологое, в детский лагерь. А мама сшила мне красивое-красивое  платье. Проснулась утром, а оно испачкано кровью. Наверное ночью кровь носом пошла. Я Альке говорю: «Побежали на речку, будем платье стирать!» Когда возвращались обратно, услышали какую-то непонятную трескотню. Пришли, смотрим: весь лагерь - мертвый... Оказывается, немцы сбросили с самолета красивые конфеты, и все дети отравились...

- Как из Ленинграда вы оказались в Донбассе?

- Через Ладогу нас эвакуировали в Алтайский край. Позже вернулась в Ленинград и начала работать. Вышла замуж за военного, жили на Дальнем Востоке, в Грузии, в Украине. Когда в 1962-м приехали в Авдеевку (в Донбассе у мужа родня), он в один день написал два заявления: на работу и на жилье. И... получил ордер раньше, чем устроился на коксохим.

- Как вам живется сегодня?

- Я довольна жизнью, вот только верхние соседи затапливают. На коксохиме проработала 25 лет, пенсия у меня - 650 гривен. Не одна я так обижена. У мужа пенсия побольше, как-то вдвоем держимся. Помогают жить песни Утесова и Шульженко, Соловьяненко и Повалий. А сегодня на весь день предоставили машину и без спешки покатали по Донецку. Ну разве это не подарок? Ведь я теперь редко выхожу из дому - очень болят ноги. Знаете, когда сегодня мне вручали знак, представительный мужчина поцеловал и сказал: «Если вам будет плохо, обращайтесь прямо ко мне».

Виктор Тачинский. Фото Дениса Могилевского.

ВРЕМЯ НЕУМОЛИМО

По данным Донецкого областного совета войны и труда, в регионе проживают около 170 тысяч участников Великой Отечественной войны, из них более 20 тысяч - инвалиды ВОВ, а 10 тысяч участвовали в освобождении Европы. Время неумолимо: с каждым днем воинов-ветеранов остается всё меньше...


Читайте также: