На снаряде подорвались копачи
Весной на поля в окрестностях Саур-Могилы начинается паломничество тех, кто не прочь поживиться металлом. Каждый год при вспашке выворачиваются на поверхность снаряды, оставшиеся здесь со времен боев. Как назвать металлоискателей: «черными археологами» или потенциальными жертвами минувшего кровопролития?
На земле Степановского сельсовета от взрыва «сорокапятки» погиб 57-летний житель Снежного Виталий Власов. Два года он работал в составе снежнянской общественной организации казачьей поисковой сотни «Миус-фронт». Она занимается тем, что собирает останки солдат, чтобы перезахоронить по-человечески, а также нейтрализует оружие и снаряды.
Как говорит руководитель организации Игорь Кутепов, Виталий Власов был опытным «сапером». Однако в прошлом году казачья сотня исключила его из числа поисковиков, поскольку тот стал самостоятельно и с нарушением норм морали и безопасности собирать снаряды. Ведь для того, чтобы выехать в поле, нужно уведомить об этом и сельсовет, и участкового милиционера, а в прошлом году Власову неоднократно указывали на то, что он вел раскопки без всяких «дозвілів». Каждый под роспись знакомился с обязанностями казака, занимающегося поиском (это сейчас дозволено делать только троим), там четко говорится, что о находках надо немедленно докладывать, нельзя к ним прикасаться самостоятельно, а тем более забирать с собой.
- Мы серьезно с Власовым поговорили, а он послал нас куда подальше, - рассказал Игорь Кутепов. - И представьте, 19 апреля Виталий отметил свой 57-й день рождения, и уже на следующий день, сразу после Пасхи, вышел с напарником в поле.
Игорь Кутепов, руководитель казачьей поисковой группы «Миус-фронт»: «Газета «Донбасс» рассказывала о том, как происодили перезахоронения обнаруженных нами в Степановке останков солдат. А снаряды всегда уничтожали минеры МЧС».
Работали они на пахоте с восьми утра, а около трех часов дня случилось непоправимое: Власов, наклонившись над снарядом, пытался его раскрутить, чтобы, вроде бы, высыпать порох. Раздался взрыв. Можете себе представить, что осталось от человека…
27-летний Александр Писарев, работавший с ним в тот день, стоял в нескольких метрах и получил множественные осколочные ранения. Он сразу позвонил именно Кутепову - посоветоваться, что делать, куда обо всем сообщать.
- Признаться, я сразу ему не поверил, - говорит Игорь Владимирович, - даже сбросил вызов, мол, хватит разыгрывать. Тот опять позвонил, тогда я понял, что дела плохи, и тоже помчался в поле.
Кутепов был на месте происшествия раньше всех, вскоре подъехали и медики, и милиция. Оба пострадавших работают на одном из снежнянских заводов (впрочем, о Власове нужно теперь говорить - работал). В поле, где всё случилось, несколько курганов, у которых и трудились мужики. Возле них лежало несколько снарядов, осколки, гильзы, миноискатель. Причем такой, подчеркнули в шахтерской милиции, каких они еще не видели. Весьма усовершенствованный и недешевый экземпляр.
Александр Писарев, к счастью, отделавшийся ранениями, был прооперирован в снежнянской больнице. Самочувствие его, как уточнил доктор Сергей Звегин, средней тяжести. Несколько осколков, извлеченных из грудной клетки, ног, рук, он заберет себе на память. Его мама удивляется: мол, он же прекрасно знал, чем всё могло закончиться, но таки поехал на то злополучное поле. Почему рисковал?
Директор сельхозпредприятия «Укрнацагропродукт», поле которого и стало могилой металлоискателя, Владимир Перепетайло рассказал, что копачи нарыли в этом году траншей и по озимой пшенице. Настоящие поисковики должны за собой убрать, рвы засыпать. Не говоря уже о том, что находки должны быть переданы по инстанциям, а снаряды - ликвидированы МЧС. Сегодня смертоносные находки были подорваны.
Ищут нелегалы и медальоны немецких солдат, чтобы по ним выяснить, кто погиб, а затем за вознаграждение сообщить об этом родственникам.
Шахтерская милиция ведет разбирательство по факту гибели человека, а моральную сторону дела переваривать нам, послевоенным поколениям. Хорошее дело - предание останков освободителей земле, на что решились казаки, омрачено нарушениями, за которые наказывает, как видим, и провидение…
Карты 43-го - из Интернета
Помимо казаков, поиском металла, снарядов, оружия занимаются многие «черные археологи», некоторых милиция задерживала по сигналам жителей. Видимо, хорош навар, если раскопки не прекращаются. Поиск облегчен еще и тем, что из Интернета народ скачивает карты… немецкой аэросъемки 1943 года, на которой четко видны траншеи, окопы. Возле них в основном и роются искатели приключений. Но если казаки собирают останки, стараясь перезахоронить их, то «черные» только забирают металл и другие находки, а останки солдат в лучшем случае присыпают грунтом, а зачастую и вовсе оставляют на месте.
Валентина Постнова. Фото автора.