Дом - в стяжке, дырки - в режиме ожидания
Кто кого: по такому принципу с переменным успехом идет борьба с нелегальными шахтенками в снежнянском поселке Первомайский.
Уголь и деньги в обмен на молчание
Год назад жители забили тревогу из-за начавшегося разрушения двухэтажного здания в центре поселка. «Поехали» в разные стороны стены и других построек. Иной причины трагедии, кроме как незаконные разработки дырочниками угля, они и не искали. Все слишком очевидно. Хозяева «копанок» попытались уверить переполошившуюся громаду, что их лавы уходят в сторону от центра Первомайки, даже приходили к пострадавшим с маркшейдерскими картами, приглашали спуститься в дырки самим, чтобы убедиться, что под домами выработок нет. Цинизм нелегалов потрясает: вы не трогайте нашу «золотую жилу», она нас, бедненьких, кормит…
А людям предлагали взамен уголек и деньги. Народ на это не пошел, стал обращаться в правоохранительные органы, в исполком. «Донбасс» рассказывал о ситуации в поселке. Милиция особого криминала не находила, а когда городской голова выехал в поселок, то сразу нашел работающие «нелегалки», которые после этого на некоторое время прикрылись.
Дом над нелегальной лавой перестал дальше разрушаться, но некоторые семьи так и живут под трещинами.
Новый сезон охоты на нелегалов
Прошел год, в корпункт снова стали звонить читатели: мол, уголек из «копанок» таки добывают. И пригласили корреспондента в поселок в тот день, когда здесь проводил выездной прием заместитель губернатора Александр Хохотва. Причем записаться на встречу заранее они не смогли: объявлений о приезде чиновника не было, вовремя попасть в список не успели.
Но разговор все-таки состоялся, более того, городской голова Валентин Чепурной дал машину, чтобы журналисты воочию убедились в справедливости требований громады, а сам очередной раз гарантировал закрытие шахтенок. Кстати, в группе просителей не было женщины, в окна дома которой после ее отчаянной борьбы с нелегалами влетела в прошлом году бутылка с зажигательной смесью, о чем наша газета тоже писала. Она элементарно боится!
Утром в день приема один из совладельцев «копанок» прошел по домам некоторых особо ретивых жителей поселка, просил не ходить к Хохотве, предлагал решить проблему полюбовно. Но какая тут может быть «любовь»? Ни деньги, ни бесплатный уголек, которые предлагались, - ничто в сравнении с опасностью потерять жилье.
Замаскировали дырку, переведя ее в режим ожидания. А грузовики, видно, тяжело угольком нагружали: колея глубокая!
Дом, начавший разрушаться в прошлом году, городские власти попытались спасти: исполком после скандала и публикации в газете выделил около ста тысяч гривен, чтобы стянуть здание металлом. Стены разъезжаться перестали, кто-то рискнул сделать ремонт в квартирах, а те, у кого нет средств, так и живут.
Объект за школой сторожит собака
«Дырки», как мы смогли убедиться, существуют. Балка за кладбищем - настоящая промплощадка. Шахтенку наспех забросали ветками, но убрать их - минутное дело, канаты не обрезаны, постройка, где, по словам жителей, находится что-то вроде щитовой, целехонька. По дну балки - глубокая колея, выбитая грузовиками. Чуть поодаль экскаватором начали снимать грунт, возможно, для новой дырки. Заглядывали ли сюда экологи, чтобы оценить ущерб, нанесенный природе?
И совсем уж капитальное строение находится у террикона за школой. Классно «закрыли» здесь дырку: капитальное здание покрыто новым шифером, за железной дверью сторожит объект собака. У входа - блестящая россыпь антрацита, который явно недавно вывозили.
Вопросов в связи с этой ситуацией возникает много: почему с дырочниками борются только жители? Почему властям легче выделить сотню тысяч гривен на стяжку, чем навести надлежащий порядок? На упомянутом личном приеме Хохотвы начальник снежнянского РЭСа Роман Дорофиенко в ответ на претензии жителей по поводу аварийного состояния линий электропередачи возмущался тем, что у поселка есть долги за электроэнергию, пусть люди расплатятся, тогда, мол, и ремонт будет. Правда, поселковый голова Наталья Иванченко горячо убеждала, что если проверить расчетные книжки, то можно убедиться в своевременности оплаты услуги народом. Так куда уходят киловатты? В балочную дырку? В шахтенку у террикона? Кто оплачивает этот расход электроэнергии?
Впрочем, очередной наезд на нелегалов возымел действие: мужчинам, работавшим на шахтенках, хозяин вроде бы предложил искать другую работу. Значит, «копанки» снова уходят в режим ожидания? До очередного скандала.
Валентина Постнова. Фото автора.