«Генерал» призвал обойтись без паники, но профсоюзы сложа руки сидеть не хотят
Расширенное заседание профкома прошло в минувшую субботу на торезской шахте «Прогресс». На него были приглашены начальники всех служб, участков, бригадиры. А также руководители ГП «Торезантрацит», представители городской власти. Обсуждалась ситуация с материально-техническим снабжением, которую оптимистичной не назовешь.
Впрочем, генеральный директор ГП Олег Марштупа удивился, что на шахте с таким оптимистичным названием - столь мрачный настрой на перспективу.
- Да, положение тяжелое, но не катастрофическое, - постоянно подчеркивал «генерал», - в ГП сейчас шесть лав, только у вас две, которые дают львиную долю всей добычи! Да, был провал, но всё выравнивается!
И, взяв министерскую сводку, попытался с помощью цифр доказать, что паниковать не приходится, в соседних Снежном и Шахтерске положение куда хуже. Если в Торезе среднесуточная добыча - около двух тысяч тонн, то, допустим, в Снежном всего пятьсот, там «Заря» стоит из-за канатов на скиповом стволе, качает всего сто тонн в сутки. В Шахтерске действует лишь одна лава, уголь в которой выберут уже к концу года. И всё!
Шахтеры озабочены тем, что правительство, решая одну проблему, просто закрывает глаза на другую. Сейчас они практически не имеют долгов по зарплате, дотация на нее приходит вовремя. Зато на нуле финансирование ввода новых лав, ремонты, безопасность труда, подготовка к зиме и так далее. Всё это по идее должно финансироваться из средств, получаемых от реализации угля. Но в этом году, как уточнил Марштупа, только один раз пришли в ГП 450 тысяч: для трех шахт это крохи, приходится туго. На «Прогрессе» половину июля стояла проходка, по большому счету это и взволновало коллектив. Начальник участка по монтажу и демонтажу горношахтного оборудования Николай Демура сейчас на предприятии едва ли не «главный снабженец»: всё, что демонтируется, идет на повторное использование, но «вторичка» - вещь ненадежная.
Хотя сейчас надеяться больше не на что. В нынешнем году министерских денег на техперевооружение не будет, как однозначно сказал «генерал». Благо есть в ГП ремонтно-механический завод, который, правда, и сам те же электроды поштучно изыскивает. Но именно монтажникам и заводчанам придется взвалить на себя весь груз зарядки новой прогрессовской лавы №4, которая должна прийти на смену дорабатываемой третьей уже в конце года.
С огромными претензиями к снабженцам выступили тот же Николай Демура, председатель проф-кома Константин Соколов и многие другие. Последний грустно обронил, что Алексею Волошину, отвечающему на шахте за снабжение, и список требуемых материалов и запчастей менять не надо: только дату ежедневно исправляй. «Слезы» на шахту поступают. Впрочем, завезли на «Прогресс» новые канаты, и с реализации угля на экспорт прибудет новая партия. После полного штиля угольный рынок зашевелился. Первую тысячу тонн «семечки», сообщил Марштупа, отправило ГП на экспорт, правда, цена поражает. Если в прошлом году за тонну давали 140 долларов и с руками топливо выхватывали, то в этом цена снизилась до 38 долларов, и попробуй продать уголек. Электростанции его не берут, говорят, «затарились». Что делать угледобытчикам в такой ситуации?
Профсоюзные организации Шахтерска, Снежного и Тореза собираются вновь и вновь обращаться в высокие инстанции со своими законными требованиями, только кто в кризисный да еще и предвыборный год на них обратит внимание? В нынешнем году «Торезантрацит» погасил все свои долги, а их было без малого 52 миллиона! Взамен же - крохи за поставленный антрацит: 20 миллионов гривен ждут за него торезцы. Получи они заработанное, не паниковали бы на «Прогрессе» из-за тех же зубков и присадок для комплексов, горючего, фиксаторов для шахтного транспорта. Ждут не дождутся двух вагонов с лесом, которые... «потерялись» где-то в Дебальцеве. Как сказал Марштупа, не иголку же в стоге сена найти не могут! А в Торезе на «Волынской» - крутое падение, для крепи леса много уходит. На этой шахте проблемы с оплатой железнодорожных тарифов, из-за чего застопорилась отгрузка: более пятнадцати тысяч тонн «киснут» на складах. А это то, что могло добавить средств в скудную горняцкую казну.
Словом, не дают горняки расслабляться «верхам»: получается, что с зарплатой вопросов почти нет, но шахтерам хочется работать на полную мощь, а не тратить все усилия на то, чтобы доказать Кабмину и Верховной Раде, что без материально-технической поддержки отрасль рухнет.
Валентина Постнова. Фото автора.