«Дикопольцы» обрубают прошлое… топором

Светозар держал над «новорожденной» Мареной нож, символизирующий пятую стихию, а Светолик провозглашал: «Прощай, жизнь старая, здрава будь, жизнь новая!».

Корреспондент «Донбасса» побывал на одном из обрядов Славянской общины родноверов Донецка.

Впервые увидев представителей неоязыческого объединения, я принял ребят за «игроков», которые инсценируют сказочные или исторические события. Тому способствовали походного вида одежда, напоминающее пароль приветствие («Во славу рода!»), а особенно - резная рукоять топора, выглядывающая из сумки. Но в ходе беседы выяснилось, что родноверие для них - не игра, а образ жизни.

ЗНАКОМСТВО НА КУПАЛА


Организатор всего этого «мероприятия» Игорь Гуляев, он же - Светолик (все родноверцы при вступлении в общину получают новые имена), окончил техникум промышленной автоматики, но работает дизайнером. Помогавший ему сплотить родноверцев Игнат Воловский (Светозар) - лаборант на фармацевтическом заводе. По специальности он - инженер-технолог (за плечами национальный технический университет). Ребятам чуть за двадцать, славянской мифологией занимаются более пяти лет.

- Как пришла идея создать общину? - интересуюсь у Светолика.

- С 13 лет я служил в церкви, но меня тянуло за ее стены, ближе к природе. Вот, к примеру, растет дерево - коснусь его, и мне хорошеет. Я перечитал массу разнообразной литературы: исторической, религиозной, философской, эзотерической, оккультной. Много чего дал Интернет, где стало появляться всё больше соответствующей информации касательно обрядов, заговоров, праздников... Когда же запустили свой сайт, к нам потянулись люди.

- Я клавишник, играю в мариупольской группе «Гумгард», - вступает в разговор Светозар. - Однажды услышал музыку на старославянскую тематику, она меня зацепила. Стал рыться в Интернете, искать данные о наших далеких предках, их культуре, верованиях. Год назад мы с Игорем оказались в одной молодежной компании, отмечающей Купала. Познакомились, разговорились на тему, интересующую нас обоих. А через полгода я узнал о том, что Игорь создает славянскую общину родноверов Донецка.

- Почему назвались «Дикое поле»?

- Как правило, название общины отображает местность, в которой она действует, - отвечает Светозар. - Наш же край когда-то был частью огромного Дикого поля, куда также входил ряд теперешних украинских и российских областей.

ВЛИЛИСЬ ЮРИСКОНСУЛЬТ И БРАТЬЯ-УМЕЛЬЦЫ

- Что такое родноверие?

- Это значит родная вера, вера наших предков и вера в них и их богов, - «садится на своего конька» Светолик. - Речь идет не о поклонении, а о почитании тех, кто был до нас, сил природы. Есть ветер, солнце, земля под ногами - вечные понятия, которые мы олицетворяем в виде определенных богов (Перун - гром, Стрибог - ветер и т.д.). Мы пытаемся возродить то, что было незаслуженно забыто. Зачем нам восточные фэн-шуи, если на Руси издревле были свои аналоги этого учения? Избу, к примеру, всегда ставили по определенным правилам: печь - здесь, красный угол - там.

- Родноверие - не столько религия, сколько мировоззрение, - отмечает Светозар. - Познавание себя и посредством этого окружающего мира.

- Аналога Библии или Корана у вас нет?

- Нет… Наша Книга бытия - это народные легенды, сказки, приметы, песни, обряды.

Интересуюсь у Радомиры - миловидной женщины (в миру - юрисконсульта), каким образом ее занесло в «Дикое поле».

- Я узнала об общине, когда ездила на Славянское вече в Раштивцы (Тернопольская область) - рассказывает она. - Там познакомилась с людьми из Керчи, которые и просветили: есть, мол, родноверы уже и в твоем Донецке...

- После Радомиры в общину влились два брата - ювелир и строитель, оба мастера на все руки, Богумир и Лютобор, - продолжает Светолик. - Благодаря им у нас появилась потрясающая атрибутика. Покажи, - кивает Светозару, и тот демонстрирует топор с длинной шикарной рукоятью, которую обвивает резная змея с фианитовыми глазами. - Есть также меч, щит, обережники, сделанные руками мастеровитых братьев.

- А зачем вам оружие?

- Исключительно для ритуалов, - в один голос отвечают Игорь и Игнат.

ВИКА СТАЛА МАРЕНОЙ

Увидеть ритуалы родноверцев можно либо при принятии в общину новых членов, либо во время праздников. Постоянного места для этих мероприятий пока нет. Не крупные проводят за ТЦ «Маяк» и радиорынком, на ставочке, который в простонародье называется «Лапоть». Действа помасштабнее (Ярила Вешний, День Земли, Купала, День Перуна) - на втором питьевом ставке недалеко от поселка Горняк на Азотном. Обряд же имянаречения, на который меня пригласили, решили устроить у второго городского пруда в парке им.Щербакова.

Со Светозаром, Светоликом, Радомирой и Викторией (уроженка Кировска, решившая примкнуть к «Дикому полю», четыре года отучилась в Институте искусственного интеллекта на программиста, где уже четыре месяца работает по специальности) мы долго бродили по прибрежным зарослям, выискивая подходящее для ритуала место. В небе гремело, ноги болели... И я поинтересовался аналогом Сусанина в славянской мифологии. Оказалось, что это - леший.

В конце концов нашли полянку, удовлетворившую родноверов и кандидатку. Пока Игнат и Игорь облачались в специальные рубахи (Радомира просветила, что одежду они покупают в «Украинском сувенире»), выпытываю особенности ритуала. Оказывается, обряд имянаречения в древности проводил отец, ребенку которого исполнялось 12 лет. Смысл этого мистериального действа - отмирание старой жизни и рождение новой, что символизирует обретение другого имени. Проходящий ритуал окропляется пятисильной водой: в чаше перемешиваются четыре традиционные стихии - собственно вода, огонь (в чаше тушится подожженная веточка), земля (крошится часть какого-либо растения или соль), воздух (на получившуюся смесь дуют или машут над ней полынью). Плюс - оружие (по воде водят ножом). Еще от желающего получить новое имя отрезается небольшой пучок волос, который вместе с заговором бросается в огонь. После наречения приносится треба (жертва), которую в нашем случае исполнили... булочка и квас.

Признаюсь, жутковато было смотреть на то, как вокруг босоногой Вики выхаживал Светозар, исполняя «топоромах», символизирующий обрубание прошлого во имя будущего. Такой же ритуал, уверяют родноверцы, они практикуют на капище (специально огражденное яйце-образное место, внутри которого находится чур - резное изображение предка, божества; алтарь для обрядовых инструментов и мини-колодец, куда потом кладется и сжигается треба - хлеб, зерно, травы, молоко).

Блеск ритуального ножа тоже наводил на нехорошие мысли. К счастью, всё закончилось благополучно. Виктория, нареченная Мареной, куснула булочку, запила квасом, а остатки их зарыла вместе с рубахой, в которую облачилась перед обрядом. Короче, погребла старую жизнь. Станет ли ей в радость новая, узнаем позже.

ЦЕРКОВЬ - ПРОТИВ, ДА И СЕМЬЯ - НЕ «ЗА»

Родноверие считается язычеством и абсолютно не принимается православной церковью. Скептически относятся к увлечению «дикопольцев» и их родные. Муж Радомиры, эксперт в Торгово-промышленной палате, а также ее пятилетний ребенок еще ни разу не были на общинных мероприятиях. Равно как единственный родственник Светозара - 72-летний дедушка. Старшая сестра Светолика не в восторге от его вида деятельности. Лишь мама, пожалуй, относится с пониманием...


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: