Водоканал воюет с ветераном
Семью краматорского фронтовика обвинили в нерациональном пользовании водой и оштрафовали на 2045 гривен за то, что во дворе в луже лежал короткий шланг.
Инвалид I группы Яков Сердюк, житель девятого дома по улице Волоколамской, сам позвонил в краматорский корпункт «Донбасса». Наш подписчик, волнуясь, сообщил, что его, всегда добросовестно платившего за полив огорода летом (имеет льготу на бесплатное водопользование в остальные времена года), незаслуженно обидел водоканал.
Акт написали под забором
- Мы живем вдвоем с женой, инвалидом II группы. Пьем привозную воду и никогда не позволяли себе понапрасну сливать влагу из крана на землю, - объяснял 82-летний участник боев за освобождение Польши. - А тут - на тебе: я, видите ли, развлекался тем, что поливал асфальт перед домом... Может, и вылил ведра два. Но их же, к примеру, недоплеснул на огород...
Вскоре я подходил к небольшой усадьбе с крохотным огородом на северной окраине Краматорска. Со слов хозяев я узнал, что сотрудники рейдовой бригады водоканала, обходя улицу, увидели сквозь забор у входа в дом стариков резиновый шланг с лужей вокруг него. Втихую сфотографировали всё это и составили акт о нерациональном пользовании стариками живительной влагой.
Екатерина Сердюк: «Вот из-за этого крохотного шланга и вышел скандал».
- Я занималась по хозяйству, как вдруг увидела за калиткой мужчину и женщину, - вспоминала Екатерина Васильевна, супруга фронтовика, перенесшая в молодости ужас фашистских концлагерей. - Они просили меня подписать какую-то бумагу, сказав, что нас оштрафуют. Я спросила: «За что?». Отвечают: «За то, что вы мыли асфальт, а водомера у вас нет». На приглашение войти во двор посмотреть, что это за шланг и можно ли им что-то мыть при длине в три метра, они ответили отказом и ушли...
«Я всегда добросовестно платил за полив огорода, - говорит фронтовик Яков Сердюк. - Но более двух тысяч за то, что побрызгал во дворе - это уже слишком...».
Атака слесарей
Уже через трое суток во двор ломились дюжие слесари, чтобы перекрыть задвижку на трубе, подающей воду в дом инвалидов. Прибывшая с ними дама заявила опешившим старикам, что у них появился долг - 2045 гривен. Дескать, пока не оплатят, будут сидеть без живительной влаги.
- У меня сильно поднялось давление, - вздыхает хозяйка. - Муж тоже еле поднялся с постели. Но мы их не пустили к задвижке, которая находится в подвале нашего дома.
Бригада ретировалась, пообещав вскоре вернуться с милиционерами. А через два дня перед окнами заурчал экскаватор, намереваясь вскрыть грунт, чтобы слесари перерезали подводящую трубу. Рядом прохаживались правоохранители.
- У нас тогда ночевал старший сын, - качает головой Яков Сергеевич. - Он вышел из калитки и сказал бригадиру, что трубу они перережут только через его труп. Кате опять стало плохо, вызвали «скорую», давление зашкалило за 240... Врач принялся стыдить слесарей, и те всё же уехали, пообещав нам кучу неприятностей.
В кабинете начальника старик свалился без чувств
Работник «Донмашстроя» с 45-летним стажем, набравшись сил, двинулся в дальний для него путь - на другой конец города, на прием к начальнику водоканала. Кстати, именно Сердюк в свое время строил объекты, ныне входящие в структуру водно-кана-лизационного хозяйства (ВКХ) города.
Дождавшись аудиенции, ветеран, позванивая иконостасом боевых орденов и медалей, переступил порог кабинета руководителя Александра Роганова. Короткий эмоциональный спор ветерана и начальника управления ВКХ, заявившего, что вполне заслуженный штраф выписали в воспитательных целях, закончился тем, что старик свалился без чувств.
- Прибежали какие-то женщины, отпоили меня водой, хотели вызвать «скорую», но я потихоньку двинулся домой, - вспоминает Яков Сергеевич.
Узнав об этом случае, глава горсовета ветеранов Михаил Гранкин письменно обратился к Роганову с просьбой смонтировать у Сердюка в доме водомер по примеру десятков других фронтовиков. Чтобы впредь не было недоразумений.
- Но глава ВКХ, сославшись на отсутствие денег, отказал, - разводит руками Михаил Тихонович. - Даже трехсот гривен для участника боевых действий не нашлось. Ну, он же для них - нарушитель...
«...Я уважаю ордена, но ветеран нарушил порядок»
Выслушав версию оппонентов, Роганов сослался на некую методику расчета ущерба, нанесенного при нерациональном водопользовании.
- Под нарушением понимается полив из шланга, заполнение им специальной тары и прочие способы. Этот факт мы зафиксировали. Следуя методике, насчитали ущерб на сумму 3229 гривен, - объяснял Александр Петрович - Позже мы пересмотрели решение, начислив нарушителю санкцию в 2045 гривен.
- Так ведь неподъемная для фронтовиков и эта сумма... Платят же они за полив огорода, неужели нельзя сделать за счет этого поправку?
- Я уважаю их заслуги, но при чем здесь одно к другому? Они нарушили правила, за это нужно отвечать.
Оказывается, смягчить наказание Роганову посоветовал заместитель мэра Станислав Захаров. Жаль, что не поинтересовался, по какому праву водоканал, минуя административную комиссию исполкома, наказывает абонентов?
Комментарий «Донбассу»
Основные потери - из-за износа сетей и неторопливости
«Нам поручено проверить соблюдение Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». Но уже ясно, что сети везде изношены, это ведет к потере половины поставляемой в города влаги, - сообщил мне помощник Краматорского межрайонного природоохранного прокурора Виталий Литвинов, подчеркнув, что на севера области проходят проверки водоканалов. - В Краматорске потери - 53 процента. Водники часто не соблюдают технологические нормы при ремонте сети. Характерна низкая оперативность в устранении аварий: бывает, что ремонтники приезжают через сутки после выявления утечки. По всем нарушениям будут вынесены требования организовать работу предприятий в соответствии с буквой закона».
P.S. Только что, стало известно, что водники пошли на попятную, уменьшив сумму претензий к ветерану до... 107 гривен.
Сергей Маринцев. Фото автора.