Награда нашла "афганца" через двадцать лет
Консул Генерального консульства Российской Федерации в Украине Виталий Богданов вручил пяти воинам-интернационалистам из Донбасса ордена Красной Звезды, а также медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Дончанин Владимир Буянов ждал свою награду два десятилетия...
Бок о бок с Громовым
Отец советовал парнишке, выросшему в городе Ухта (Коми АССР), идти, как и он, по нефтяному профилю. Но Володя выбрал Кемеровское высшее командное училище связи, которое и окончил с дипломом отличия. Был направлен в Латвию. Его тяжелый радиорелейный батальон участвовал в печально известных чехословацких событиях. Именно там зеленому лейтенанту пришлось впервые выполнять интернациональный долг «по оказанию помощи братскому народу». «Теперь нас называют оккупантами», - вздыхает Буянов.
Он долгое время служил в Новомосковске Тульской области - в полку радиоэлектронной борьбы. Оттуда, уже в звании подполковника, попал в марте 1986-го в Афганистан - замполитом полка.
- Пару суток мы кантовались в Ташкенте. Потом сели в военно-транспортный самолет - и вперед! - рассказывает Владимир Александрович. - Запомнилось на всю жизнь, как летчики объявили: «Мы покидаем границу Союза Советских Социалистических Республик и вступаем в пределы Республики Афганистан». Сразу стало немного не по себе... Перед Кабулом мы увидели горы - ласковые, бархатные. Красота... Никто из нас даже не предполагал, как эта красота убивает.
Служить выпало под командованием легендарного генерала Бориса Громова в 103-м армейском отдельном полку связи, имеющем множество наград. «Вместе с Борисом Всеволодовичем мы ходили на восемь боевых действий, - вспоминает Буянов. - Он настоящий Человек, для которого на первом месте - сохранение жизни людей».
Взрывные «презенты»
Первую афганскую награду, орден «За службу Родине в Вооруженных силах» Владимир Александрович получил за зачистку Баянхеля от духов.
- Мы не были обучены ведению войны в горных условиях, - признает он. - Как-то зашли в одно ущелье, расположились, вроде, правильно и удобно. Вдруг слышим отдаленный гул... И тут пошел селевой поток. Пришлось стоять по пояс в воде, а аппаратуру держать над собой, чтобы не нарушить связь. Но то - природная беда, а ведь была и другая... «Духи» убивали по-подлому, страшно. Разбрасывали, к примеру, порнографические книги. Раньше-то у нас такого никто не знал. Собирается группа ребят, хохочут, разглядывая фривольные фото. А на определенном перевороте страницы замыкает контакт, и срабатывает взрывчатка, которой начинена эта «литература»... А симпатичные радиоприемники могли отправить на тот свет, если настроишься на любимую советскими воинами волну «Маяк». Я лично польстился на одну красивую расписную коробочку. Начальник инженерной службы армии, полковник Николай Еловик это увидел, отвел меня в сторону и говорит: «Не хочешь расстаться с мужским достоинством - отдай ее сюда». Я скривился, но отдал. А он что-то там нажал, потом бросил. Как рванет!
Несколько раз связисты попадали в засаду. На всю жизнь запомнилась одна, когда двигались на зачистку Баграма, недалеко от Кабула.
- Мы шли туда на 15-20 машинах. Моджахеды пропустили всю колонну в ущелье, а потом подорвали одно из последних авто, блокируя остальные. Мы приняли бой, а там и мотострелки подоспели. Тогда был ранен лишь один наш солдат. Но на моих глазах многие гибли...
Владимир Александрович перед выходом на Баянхель. На заднем плане - знаменитый дворец Амина, где располагался штаб армии.
Обмыл, как полагается!
Покинув Афганистан осенью 1988-го, Буянов прибыл в Киевский военный округ. Некоторое время пробыл в Конотопе, где стоял зенитно-артиллерийский полк, а потом, не без помощи Громова, перевелся в Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи. Был зам. командира курсантского батальона, преподавал. Уволившись, занимался военно-патриотической работой в системе ДОСААФ, теперь трудится в его аналоге - Обществе содействия обороне Украины.
К ордену Красной Звезды нашего земляка представили в 1988-м. Вскоре вышел и соответствующий президентский указ.
- Писал в различные инстанции, но ответа так и не получил, - объясняет афганец. - А потом развалился Союз, стало не до того. Махнул уже было рукой, но тут однополчанин, живущий в Екатеринбурге, увидел на сайте мою фамилию среди представленных к награде. Сообщил мне. Я проверил - так и есть. Связался с Минобороны РФ - и вот, - демонстрирует он орден.
- Обмыли награду? - интересуюсь на прощание.
- Еще как! Приезжали ребята, которые служили у меня в полку. Подарили перевязанную георгиевской ленточкой алюминиевую фляжку спирта и такую же армейскую кружку. Туда положил орден, залил спиртом и - оп! В общем, как положено... Приятно, когда то, что ты заслужил, нашло тебя. Пусть и через столько лет...
Герои со всей области
Кроме Владимира Буянова, государственные награды бывшего СССР на встрече с консулом России в Украине получили:
Сергей Альбрант (Ковбасюк) из Красноармейска - медаль «За отвагу».
Сергей Бинат из села Старомлиновка Велико-Новоселковского района - медаль «За боевые заслуги».
Александр Косик из поселка Кировск Краснолиманского района - орден Красной Звезды.
Валентин Поднебесный из Мариуполя - орден Красной Звезды.
Наши жертвы на алтаре чужой войны
Заместитель председателя Донецкой городской организации Украинского союза ветеранов Афганистана Виктор Заика сообщил «Донбассу», что в той страшной войне погибло 13833 советских воина, 585 сотрудников КГБ, 28 - МВД, а также 180 советников и переводчиков. Чужой конфликт унес жизни более трех тысяч человек, призванных с Украины, в частности, головы сложили 307 представителей шахтерского края. Всего с территории тогдашней УССР в Афган ушли 150 тысяч человек, из них более 12 тысяч - жители нашей области.
Андрей Кривцун.