Милицейская династия вычисляла убийц и брала бандитов

Бравые Байрачные: Артем, Николай Васильевич и Сергей Николаевич.

Корреспондент «Донбасса» побеседовал с тремя поколениями правоохранителей семейства Байрачных.

Как моряк стал опером


Дед и отец Николая Васильевича были железнодорожниками. А он, родившийся в 1935-м в Волновахе, стал зачинателем другой династии…

К тому времени как Байрачный отслужил в военно-морском флоте, на подлодке, вышло постановление ЦК КПСС и Совмина об укреплении органов милиции и поднятии авторитета правоохранителей.

- Я шел из военкомата, где стал на воинский учет, и встретил заместителя начальника милиции капитана Иноземцева, - вспоминает Николай Васильевич. - Он и спрашивает: «Ну, что, моряк, как смотришь на то, чтобы поработать в органах внутренних дел?». Я попросил пару дней на раздумье. Обсудил всё с родней: бабушкой, мамой, сестрой-школьницей и дядей Яшей (отец погиб на фронте). И согласился.

Байрачный попал во второй набор на учебу в Киевскую средне-специальную школу милиции МВД СССР для подготовки оперсостава. После двух лет вернулся в родную Волноваху оперуполномоченным уголовного розыска.

- Примерно на второй год службы - у меня еще и формы не было - дежурил я в воскресный день, - вспоминает он. - Закончились танцы, и поступает к нам звонок, что в районе почты молодежь сошлась врукопашную. В ход пошел даже забор. Побежали мы с помощником. Сержант отстал, так что к месту разборок я подскочил один. Трое и поперли на меня. «А, давненько мы хотели с тобою, опер, поговорить», - цедит сквозь зубы один, идущий в лоб. Тем временем дружки его с боков заходят. Первого я так удачно приложил в шею, что он отключился сразу. Только головой болтал и мычал. Оставшуюся парочку мы скрутили с подоспевшим сержантом. Причем у одного оказался в руках нож... Только с этими успели разобраться - выскакивает из соседнего дома еще один «герой». С топором. «Куда тебя черт несет?» - насели мы на него. «Дрова рубать», - мямлит. А время - час ночи, - смеется Николай Васильевич. - Выросли потом ребята, стали нормальными людьми. Тот, что с топором гулял, даже шоферил в одном из госучреждений. Лишь малый, который чуть ножом меня не пощекотал, в тюрьму угодил, да там и конец свой нашел….

В конце лета 1963-го в райотдел поступило сообщение об обнаружении трупа мужчины в лесопосадке. Смерть, как оказалось, наступила от удара по голове. Тщательно осмотрев место происшествия, Байрачный со следователем Борисом Милорадовым обнаружили, что убили несчастного ближе к дороге, а потом уже оттащили поглубже в посадку. Вскоре нашли следы протекторов, а потом в кустарнике, где машина делала разворот, маленькие крошки гудрона (смола для укладки асфальта). Вычислили марку машины, начали отрабатывать предприятия, которые занимаются ремонтом дорог. В одном из них установили отсутствие грузовика, а еще - недостачу труб.

- Шофера взяли тепленького, - рассказывает Николай Васильевич. - Получил 12 лет. Оказалось, что тот, кого он убил, был его старый недруг. И пересеклись у той самой посадки - один с вороваными трубами, второй тоже что-то утянул, но помельче. Слово за слово, сцепились…

Довелось ему иметь дело и с бандой. В поселке Владимировка пятеро сорвиголов совершили ряд разбойных нападений. Вечером встречали людей, избивали, отбирали деньги и ценности. Вооружены были пистолетом, подогнанным под малокалиберное оружие, ножами… Большинство из них судимые, причем главарь - за убийство участкового.

- Получив сигнал, что бандитов видели в парке недалеко от знаменитого шамотного завода, мы решили их брать. Было нас человек десять, разделились на две группы. Одна пошла в цивильном вместе с рабочими (как раз пересмена среди дня происходила), вторая, в которую входил и я, в форме расположилась за забором, недалеко от места действия. Когда наши поравнялись с лавочкой, где сидели нарушители закона, раздался условный сигнал. Мы перемахнули через забор - и коршунами, - Байрачный делает хватательное движение руками, - на оторопевших злодеев. Скрутили так быстро, что никто и оружие выхватить не успел….

После ухода на заслуженный отдых он почти четверть века проработал военруком, учил школьников начальной военной подготовке, а также основам государства и права. Возглавил ветеранскую организацию МВД в Волновахе, в родном райотделе сделал галерею начальников милиции (с 1933 года!), а также тех, кто участвовал в Великой Отечественной войне. Открыли этот мини-музей в прошлом году, аккурат ко дню рождения советской милиции - десятого ноября. «Именно эту дату я и отмечаю вместе со своими сослуживцами, - признается Николай Васильевич. - С прошлого года это - День ветерана МВД. А новый милицейский праздник - для молодых».

От охранника до аналитика

Сергей Николаевич уже догнал отца в звании (он тоже подполковник) и перегнал по стажу (в органах уже 23 года!).

- У меня не такая героическая биография, как у отца, - улыбается он. - Да и в милицию я пошел не сразу. После школы поехал поступать в Московский военный институт на юриста. Но не вышло… В итоге попал в другой столичный институт - культуры. После его окончания отслужил полтора года в армии. Потом работал корреспондентом в волновахской районной газете «Знамя труда». Так что в какой-то мере мы с вами коллеги. Кстати, первое, что я написал, - зарисовка об участковом из Владимировки.

Через некоторое время гены взяли свое, и Сергей Байрачный окончил киевские высшие курсы МВД. Попал в Макеевку, где стал заместителем командира дивизиона вневедомственной охраны.

Однажды вечером на маршруте патрулирования, у въезда в Макеевку, внимание Байрачного и его коллег привлек подозрительный мужчина. Увидев приближающихся правоохранителей, он бросился в посадку.

- Мы, молодые-горячие, - за ним, - вспоминает Сергей Николаевич. - Догнали, повели к нашему УАЗику. А он грязный, оборванный, зубы прогнившие. Даже дотрагиваться до такого не хочется. Но тут я вспоминаю, чему нас учили: задержали человека и прежде, чем посадить его в машину, обязательно нужно обыскать. И только попытался это сделать, как он молниеносно выбрасывает руку с заточкой. Спасла меня лишь отличная реакция - сказались занятия рукопашным боем. Я выставил блок, и заточка улетела далеко в сторону. Это могло быть мое последнее дежурство - бомжеватого вида мужичок оказался бывшим зэком, уже натворившим дел после отсидки...

С 1991-го средний из Байрачных был направлен для прохождения службы в УВД Донецкой области. Работал в управлении кадров, в отделе воспитательной работы. Горд тем, что ему в свое время поручили поработать в архиве, чтобы установить фамилии погибших сотрудников, которые потом высекли на памятнике у главного милицейского здания. Мечту юности - юридическое образование - он воплотил в Донецком институте внутренних дел, в котором впоследствии проработал четыре года. С декабря 2007-го - снова в ГУМВД области, где и трудится по настоящее время заместителем начальника отдела дознания: занимается информационно-анали­тиче­ским и контрольно-методи­ческим обеспечением службы.

Лейтенант «колет» наркоманов и «взрывников»


Артему Байрачному сейчас столько же лет, сколько его отец работает в органах. Парень, которого еще маленьким помнят в УВД области, после окончания института внутренних дел пошел работать в Ворошиловский райотдел Донецка - следователем.

- Чаще всего приходится иметь дело с теми, кто совершает кражи чужого имущества, наркоманами. Было несколько дел, связанных с незаконным хранением взрывчатки, - рассказывает младший Байрачный.

- Неужели в нашей области действуют террористы?

- Да какие там террористы! - машет рукой лейтенант. - Тянут нерадивые работнички с шахты аммонит да шашки, чтобы рыбу глушить. А отвечать приходится по всей строгости закона. «Клиентов» привозят оперативные сотрудники. Их работа - отлавливать подобных правонарушителей. А мы уже доказываем их вину следственным путем. Осматриваем места происшествий, изымаем вещдоки, допрашиваем, назначаем экспертизы. После вынесения обвинительного заключения дело направляется в суд. Приходится больше прежнего заниматься кражами - планку-то, после которой можно возбуждать уголовное дело, значительно снизили.

Нужна дама в белом халате


Женская часть семьи Байрачных пошла по медицинской стезе. Покойная супруга Николая Васильевича была медсестрой. Жена Сергея Николаевича окончила Запорожский мединститут, сейчас работает в фармации. Так что Артему, который пока холост, ориентиры заданы: нужна дама в белом халате.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала Центру культуры и искусств ГУ МВД области.


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: