"Остров удачи" стал плавучей тюрьмой
Бывший моторист панамского судна, арестованного в конголезском порту, рассказал об угрозах и других испытаниях, выпавших на долю моряков.
"Донбасс" уже сообщал о том, что на рейде конголезского порта Матади был арестован теплоход «Island of Luck». Его экипажу, подавляющая часть которого представлена нашими соотечественниками, выдвинуто обвинение в убийстве гражданина Конго, пытавшегося нелегально покинуть свою страну вместе с тремя товарищами. Нескольким морякам, в том числе мариупольцу Николаю Манжоле, недавно посчастливилось вернуться на родину. И сегодня бывший моторист панамского судна рассказывает о выпавших на долю моряков испытаниях.
ПОДМОЧИЛИ ГРУЗ И РЕПУТАЦИЮ
- Николай, расскажите подробности развития событий.
- Теплоход «Island of Luck» водоизмещением 25 тысяч тонн загрузился рисом во Вьетнаме и взял курс на конголезский порт Матади. Плавание проходило нормально, если не считать возникших в конце рейса сложностей. Я, конечно, плохо разбираюсь в вопросах судовождения, но понял, что капитану и его помощникам пришлось несладко. Течение реки Конго мощнейшее. Здесь множество подводных препятствий. Да и швартовка без буксиров - операция на грани риска. Но, к счастью, все обошлось. Неприятности начались позже.
- По имеющимся сведениям, грузополучатель и местные власти были недовольны качеством товара. Как по-вашему, экипаж действительно повинен в том, что часть риса подмокла?
- Думается, причина сугубо техническая. Судну четверть века, механизмы изношены, трубопроводы проржавели.
«ЗАЙЦЕВ» НА БОРТУ НЕ ОБНАРУЖИЛИ
- В истории судоходства зафиксировано немало случаев, когда по выходе в море экипажи просто выбрасывали за борт пробравшихся на судно «зайцев». Если придерживаться выдвинутой властями Матади версии, именно этот тяжкий грех на совести ваших соплавателей...
- Еще будучи сухопутным человеком, я слышал подобное. И, поверьте, был глубоко возмущен бесчеловечными поступками. Но здесь совсем другое. Желающие покинуть Конго на нашем судне, возможно, и были. (Кстати, в переводе на русский его название означает «Остров удачи». - Прим. Ю.Х.) Поэтому ребята перед съемкой с якоря обшарили все закоулки, однако никого постороннего не обнаружили.
- Осматривали ли судно представители властей?
- Естественно. С тем же успехом. Вдобавок на борту находился лоцман. Думаю, он мог подтвердить, что ничего подозрительного не произошло.
- То есть можно сделать вывод, что выдвинутые против экипажа обвинения не имеют под собой почвы?
- Почему же, основания имелись. Это своего рода плата за испорченный груз и решительную позицию нашего капитана Рустама Янбаева, ставшего на защиту подчиненных.
- Как развивались события после съемки с якоря?
- Нас вывели на внешний рейд, где и велели дожидаться дальнейших распоряжений. А спустя час подошел катер с полицейскими и одним штатским. Заняв судовой офис, они по одному начали вызывать наших товарищей.
ПОД АРЕСТОМ В ГАРАЖЕ
- О чем конкретно вас спрашивали?
- Практически вопросов никто не задавал. Лишь ставили «галочки» напротив фамилий тех, на кого пальцем указывал штатский. Как потом выяснилось, это был потерпевший, которого в числе четверых мы якобы выбросили за борт. Как сказали полицейские, одному из них перерезали горло. Когда допрос был завершен, нам приказали разделиться на две половины. Одна останется на судне, другая катером отправится для дальнейшего выяснения обстоятельств. Но капитан воспротивился, заявив, что для обслуживания судна одной половины людей будет мало. Тогда представители властей предложили другой вариант: разбиться на группы по шесть человек. В первой оказались капитан, стюард, электромеханик и еще несколько человек. Сказали, что через час-полтора первую группу доставят на судно. Однако эти час-полтора растянулись на неопределенное время.
- О задержании первой группы вы были поставлены в известность?
- Да, через десять дней торговым агентом. По его словам, капитана, стюарда и одного матроса держат в каком-то гараже, остальные трое помещены в гостиницу. Еще агент пообещал связаться с представителями украинского консульства.
- Были ли попытки переправить на берег группу №2?
- Были. Но мы запротестовали против такой постановки вопроса. И потребовали, чтобы дальнейшие допросы велись только на судне. После этого полицейские оставили экипаж в покое.
В ОЖИДАНИИ АБОРДАЖА
- Если я верно понял, вам еще кто-то досаждал, кроме полицейских? Кто конкретно?
- Всё время вокруг судна вертелись лодки и катера. Находившиеся в них люди не скупились на жесты, которые любой житель планеты поймет без переводчика. Кто показывал палец, кто филейную часть, кто делал жест, будто перерезает горло. А однажды под вечер матрос Вася Крушенок поднял тревогу: произошло нечто сверхнеординарное. Если под этим словом подразумевать моторную лодку, которая тащила на буксире труп человека. Сделав несколько кругов возле теплохода, лодка взяла курс к берегу. Кто был этот бедолага на веревке, остается лишь гадать.
- Имелась ли угроза нападения со стороны местных жителей?
- Опасения, конечно, были. Ведь нас никто не охранял, хотя и было объявлено, что судно находится под арестом. Но, как выяснилось, бояться следовало не вторжения, а тайного проникновения на судно.
- Расшифруйте.
- В одну из ненастных ночей на судно забрались воры. Утащили полторы сотни метров швартового каната и еще кое-что из хозяйства боцмана.
ЗУБЫ... НА ПОЛКУ
- Николай, мне отчасти довелось побывать в вашей шкуре. Теплоход «Василий Белоконенко», где я находился в редакционной командировке, около месяца простоял под арестом в Италии. Но перебоев с едой и топливом не было. Более того, мы могли вольно передвигаться по берегу. А как обстояло дело у вас?
- К исходу месяца запасы продуктов и солярки иссякли. Правда, некоторую помощь оказывал торговый агент. Нам дважды доставляли на борт фрукты и один раз - совершенно непригодную к употреблению картошку.
Перед выходом в море.
- Наверное, было оплачено как за качественный товар?
- Конечно, даром и черствый сухарь никто не даст. А вот с топливом посложнее. Несколько суток судно было полностью обесточено. Потом привезли солярку. Но в таком мизерном объеме, что пришлось перейти на аварийный дизель-генератор. Его возможностей хватало лишь на то, чтобы освещать палубу и часть коридоров. Несмотря на изнуряющую жару (даже ночью доходило до +30 по Цельсию), пришлось отказаться от кондиционера. Но бытовые невзгоды экипаж переносил без нареканий. Куда хуже была полная непредсказуемость действий блюстителей порядка, неопределенность положения и переживания за судьбу увезенных товарищей. Кстати, дальнейшая их участь по-прежнему остается неясной.
- Как вам и еще нескольким соплавателям удалось покинуть негостеприимный берег?
- Агент привез факс, в котором были названы имена членов экипажа, которых списывали в отпуск. В том числе и меня. Правда, боцмана Николая Златоуста задержали перед самой посадкой в самолет.
- После столь длительной отсидки на рейде Матади не возникло ли желание вновь осесть на сухопутье?
- Нет, выбор сделан.
- Что ж, спасибо за интервью. Примите традиционное пожелание семь футов под килем, и пусть поменьше лихих людишек встречается вам на морских перекрестках.
В МОРЕ - ЗА ВЫСОКИМ ЗАРАБОТКОМ
Я поинтересовался у Николая, для которого это был первый выход в море, что побудило профессионального автомобилиста сменить берег на ненадежную палубу. Ведь известно, что, по статистике, ежедневно гибнет одно судно, а несколько терпят аварию...
- По-моему, статистики малость просчитались. Они не учли порождаемые самим человеком экстремальные ситуации. То есть пиратские нападения и конфликты вроде нашего. Что же касается смены профориентации, то здесь все просто. Ушел в море исключительно ради более высокого заработка, - ответил он откровенно.
Юрий Хоба.