В Донецке появился троллейбус-музей

Идейная вдохновительница создания троллейбуса-музея Мария Кайряк: «Добро пожаловать!».

В канун 70-летия открытия троллейбусного движения в Донецке работники ТТУ приготовили подарок себе и пассажирам. По улицам города начал ходить музей на колесах. Еще один, стационарный, создан в здании троллейбусного депо №2.

Идея в фойе не влезла


Музеем в депо, пускающим экологически чистый вид транспорта по 2, 4, 7, 8 и 11 маршрутам, занимались с лета. Сначала хотели сделать что-то типа выставки в фойе, но идея разрослась. Ею загорелся и начальник Виктор Щербак, и ветераны, и молодежь...

- Бывшая водитель, наставник Любовь Маканова отыскала фото первого выпуска водителей троллейбуса города Сталино 1940 года. Есть там и ее отец, - рассказывает зам. начальника Валентина Бердникова.

В комнате, отведенной под музей, сразу бросается в глаза троллейбус, половина которого будто вырастает из стены. Окна этого экспоната выходят одной стороной к посетителям, а второй - прямо во двор депо. Эффект потрясающий!

- Узнав, что мы задумали, ветераны нам отдали даже хранившуюся дома форму - руководящего состава и водительскую, - отмечает Виктор Александрович. - Жаль, ее отменили. Красивая была... А макеты троллейбусов сделал наш бывший слесарь Михаил Канана.

Музей троллейбусов

По просьбе «Донбасса» Виктор Щербак расположил макеты троллейбусов на своем столе.

Начальник аккуратно расставляет мини-троллейбусы на своем рабочем столе. Обращает внимание на один, с надписью на борту «Транспорт города».

- Такая хорошая была городская программа! Предприятия сдавали металлолом, из которого потом сделали 39 троллейбусов. Сейчас с обновлением состава сложности. Последнее было два года назад, - вздыхает Щербак.

Вскоре стало известно, что горсовет утвердил Программу развития электротранспорта в Донецке, согласно которой до 2015 года планируется приобрести 79 трамваев и 114 троллейбусов.

Чудеса от Марии

Из второго депо, где работает 598 человек, на маршруты ежедневно выходит до ста десяти машин. Но ни разу еще не было такой, как отреставрированная 174-я (ЗИУ-9), которая с сегодняшнего дня начала курсировать по Донецку. Это настоящий музей на колесах, идея которого возникла у юной дончанки Марии Кайряк.

19-летняя Мария учится на четвертом курсе в Харьковской национальной академии городского хозяйства на факультете электротранспорта. Собирается в магистратуру, после чего надеется прийти на постоянную работу в любимое второе троллейбусное депо Донецка. Где она, между прочим, уже сейчас трудится водителем, приезжая на выходные. Интересно, что никто в роду Кайряк отношения к общественному транспорту не имеет: вся семья - медики.

- Идея музея-троллейбуса возникла два года назад. Что-то добыла из Инета, чем-то поделились любители транспорта или ветераны депо, - объясняет девушка, проводя меня по украшенному плакатами, фотографиями и новогодними гирляндами салону.

Музей троллейбусов

Мария Кайряк внутри музея на колесах.

Ряд снимков сделала сама Мария. Плакаты отражают историю не только троллейбусного движения, но и города. Будет и раздаточный материал, и информатор, рассказывающий пассажирам много интересного.

Восстановленному троллейбусу, который станет курсировать по второму и восьмому маршрутам, уже двадцать лет, и он считается одним из самых старых в облцентре. Но благодаря ремонтникам выглядит, как новенький. Стоимость проезда в чудо-машине привычная - одна гривня. Все желающие смогут арендовать троллейбус-музей для свадеб, дней рождения и экскурсий.

Пассажиров возили бесплатно

Открытие троллейбусного движения на первом маршруте города (3,3 км - от металлургического завода до нынешнего студгородка) состоялось 31 декабря 1939 года. Вот что в связи с этим вспоминал ветеран донецкого ТТУ Иван Корсунов, который работал тогда инструктором: «Движение открывали две машины: первой управлял я, второй - инженер завода-изготовителя. Троллейбусы были украшены флагами, транспарантами. Играл духовой оркестр… Первыми пассажирами стали члены комиссии по приему линии, представители городской власти, гости из Киева, Харькова. Всю ночь с 31 декабря на 1 января в троллейбусах было полно пассажиров, и возили мы их бесплатно. Это был наш новогодний подарок жителям родного города».


Андрей Кривцун. Фото автора.
Читайте также: