Дед Мороз спас зверей!
Благодаря волновахскому фермеру во время разгула снежной стихии в Великоанадольском лесу уцелели животные.
...Тигры в Великоанадольском лесу не водятся. Да и вообще, семейство кошачьих здесь представлено лишь «Рысью». Этот железный зверь с двумя седоками и мешком кукурузы способен мчаться со скоростью сто километров в час. Однако процесс кормления животных не терпит лишнего шума, особенно - звука человеческой речи.
Нагнала аппетит пурга
Стоило одному из седоков «Нивы» ответить на звонок по мобильному телефону, как замеченный нами матерый секач мгновенно растворился в заснеженной чащобе.
- Зверь практически не опасается автомобиля, - говорит вполголоса фермер Георгий Далбуз. - А вот человека... Впрочем, бывало всякое. Когда в пургу развозили зерно и сено, то кабаны и олени приближались на расстояние вытянутой руки. Как говорится, голод не тетка... Только особо переживать не следует, будут еще кадры не хуже. Вот только туман сгущается...
- Есть такое опасение, - подтверждает директор лесхоза Анатолий Храмов. - Хотели оленей с косулями показать, да они держатся в центре кормового поля. Теперь их едва разглядишь...
И действительно, поле кукурузы просматривается от силы на шестьдесят метров. Но олени с косулями здесь, о чем свидетельствуют многочисленные тропы и свежая лежка.
- Еще теплая, - констатирует директор.
Природа без оленей, косуль и белок?
После того, как ближайшие кормушки были заряжены, пересаживаюсь на снегоход, которым управляет главный охотовед Волновахского района Николай Тороп. Взрывающиеся за кормой сугробы и ветки шиповника на уровне глаз нельзя отнести к комфортным вещам, однако неудобство компенсируется вольным ветром и необычным средством передвижения. «Рысь» всеми своими четырьмя десятками лошадок уверенно прокладывает лыжню под кронами вековых дубов.
Сытые кабаны довольно повизгивают.
У дальней кормушки помогаю главному поводырю опорожнить мешок и заодно пытаюсь вызвать на откровенный разговор:
- То, что вы энтузиасты своего дела, не вызывает сомнения. Еще не дожидаясь окончания пурги, начали прокладывать дорогу к голодающему зверью. Но не лучше ли было направить технику в помощь сельчанам, которые в те часы сидели без хлеба? И вообще, вы расходуете уйму зерна в то время, как полунищие пенсионеры вынуждены отказывать себе даже в необходимом...
- На первый взгляд, - ответил Николай, - разумнее выкормить полсотни домашних свиней, а мясо продать по сходной цене нуждающимся. Но ведь фауна, если к ней отнестись с должным вниманием, есть одним из пунктов, причем - наиболее дешевым, разрешения продовольственной программы. А потом, природа без оленей, косуль и белок очень обеднеет. И, скажи на милость, разве плохо, когда есть возможность полюбоваться, а то и запечатлеть на камеру грациозного оленя? Да ты и сам как-то сказал, что не можешь взяться за ложку, когда поблизости обретается хоть один голодный рот.
Жаль, конечно, что передвигаться Николаю Торопу приходится на заимствованном транспорте - снегоходе «Рысь».
Успешный эксперимент по разведению дичи
К сожалению, у Анатолия Храмова, Николая Торопа и Георгия Далбуза не так уж много единомышленников. Исключение составляют директор птицефабрики «Мариупольская» Антон Сарбаш и еще несколько командиров-аграриев, которые не опасаются, что их благотворительность по отношению к животному миру будет расценена как разбазаривание кукурузы, ячменя, сена. Собственно, благодаря щедротам этих людей на просторах нашего Отечества и существуют относительные островки благополучия, где братья меньшие не гибнут в сугробах от голода. Однако такие островки можно сосчитать на пальцах...
- По мнению специалистов, - продолжает главный охотовед, - поголовье оленей, косуль, кабанов и другой живности только в одной Донецкой области можно увеличить в десятки раз.
Кроме метелей и зимней голодухи, существует и третья опасность. Как вы верно поняли, исходит она от высокопоставленных чиновников и скоробогатьков, которые не прочь побаловаться с ружьишком. Подозреваю, они уже с вожделением поглядывают в сторону Великоанадольского леса, где проведен успешный эксперимент по разведению дичи. Поэтому здесь может пригодиться опыт докучаевских горняков, отвадивших бар с дробовиками ручной работы от промзоны, где гнездились дикие утки. Вполне успешно можно бороться с высокопоставленными браконьерами и при помощи фотокамеры, чей объектив действует почище слабительного. Словом, способов спасения оленей, косуль, кабанов и зайцев с белками предостаточно. Было бы желание, а его, как видим, ни директору лесхоза, ни фермеру, ни главному охотоведу не занимать.
Каждой твари - по горсти зерна
«По данным переписи, в Великоанадольском лесничестве на 1.09.2009 года насчитывается: оленей - 52, косуль - 64, кабанов вместе с молодняком - 88, фазанов и куропаток (цифра ориентировочная) - 200. Всего за период с 1.09.2007 года и по настоящее время поголовье копытных и пернатой дичи увеличилось в шесть-восемь раз. Заметно возросло число зайцев, барсуков, енотовидных собак, белок. Причем ареал последних расширил свои границы в радиусе 30-50 километров. Так, появление белок зафиксировано в пригородах Докучаевска, поселке Новотроицкое и других населенных пунктах.
Георгий Далбуз и Анатолий Храмов на оленьем поле.
Для создания устойчивой кормовой базы в двух кварталах лесничества заложены поля кукурузы, заготовлено необходимое количество сена, корнеплодов, зерна. Помимо лесоводов и егерей, активное участие в восстановлении фауны принимает фермер Далбуз Г. Н. В частности, осенью от него получено безвозмездно 6 тонн ячменя и 50 тонн кукурузы. Кроме этого, фермер в балках заготовил более 4 тонн сена.
Далбуз Г. Н. одним из первых пришел на помощь во время последней метели. Практически всё сено и зерно доставлялось к кормушкам автомобилем и снегоходом «Рысь», принадлежащими фермеру. Благодаря экстренным мерам удалось предотвратить падеж диких животных и птицы». (Из служебной записки).
Юрий Хоба. Фото автора.