Кризис давит донецких таксистов, а те - пешеходов
С начала года донецкая ГАИ взялась за таксистов - сводки с городских улиц без них не обходятся: каждое десятое ДТП происходит с участием перевозчиков. С 1 января подобных случаев официально зарегистрировано уже одиннадцать. Корреспондент «Донбасса» побывала с правоохранителями в рейде, который проходил на одном из самых оживленных перекрестков на проспекте Ильича.
- Таксистов уже можно отнести к группе риска на дорогах, - утверждают в ГАИ. - Наиболее часто они нарушают правила проезда перекрестков, обгона, скоростной режим. От мобильности работников такси напрямую зависит их прибыль, поэтому они также зачастую не тратят время на то, чтобы пропустить пешехода на переходе.
Именно такая картина наблюдалась на проспекте Ильича, где из десяти машин с «гребешками» уступили дорогу людям на «зебре» лишь две. Погодные условия оставляли желать лучшего, поэтому прохожие закутались в шарфы, спрятались в капюшоны и шапки, и автомобилей порой просто не замечали, шагая под колеса... Впрочем, такие нарушения сами таксисты считают мелочью.
Один из водителей-макеевчан признался, что приезжает в Донецк на подработку каждый день. У него семья - беременная жена и маленький ребенок, а потому крутиться порой приходится весь день. Однако, по его словам, с наступлением кризиса начались и черные времена - на улицах появилось слишком много желающих подработать «частным извозом», а число клиентов уменьшилось. Официально он трудится в другом месте, поэтому становиться «белым» таксистом макеевчанину невыгодно, хотя он сам признает - именно «официальным» машинам клиенты отдают предпочтение. Так и трудится уже четвертый год на своем «Ланосе». Признается: новые штрафы заставили его коллег быть «законопослушнее»:
- При техосмотре пришлось отдать более тысячи гривен! - сетует «бордюрщик». - Штрафы набежали за то, что пешеходов не пропустил или стал под знаком...
Ни о какой лицензии на перевозку и медосмотре перед выездом «на линию» в этом случае говорить не приходится. Зато водитель имеет при себе справку от нарколога, которую держит рядом с правами и охотно демонстрирует - говорит, для себя.
- Лицензия у меня есть, а медосмотр прохожу время от времени, - говорит его коллега с 25-летним водительским стажем Вадим. - Организованно никто осмотрами водителей и машин не занимается, потому что сейчас не существует служб такси, а лишь информационные службы. Иначе все финансовые траты лежали бы на плечах перевозчиков. В случае ДТП ответственность лежит только на водителе, вне зависимости от того, оформлен он официально или нет.
С точки зрения Вадима, новые штрафы на сознательность коллег-нарушителей не повлияли, и единственный способ навести в сфере «извоза» порядок - пускать за руль людей со стажем.
- Нашим водителям на дороге нужна двойная разделительная полоса сантиметров сорок в высоту - только тогда они перестанут ее пересекать! - шутит Вадим.
Основное оправдание у остановленных в этот день таксистов, не пропустивших пешехода - «не видел», «он был далеко». И, судя по всему, пока людям придется надеяться только на себя: кризисные времена выплеснули на улицы множество безработных, охочих подшабашить за баранкой. Они не очень-то чтут правила дорожного движения и не опасаются высоких штрафов.
Беременная оказалась под колесами
Сейчас в Донецке ведется следствие по делу о трагедии, происшедшей 31 декабря уходящего года в Буденновском районе на улице Краснооктябрьской. Под колесами машины с шашечками погибла беременная девушка. Таксист утверждает, что пытался объехать пешехода, неожиданно выскочившего на дорогу, однако налетел на женщину, а затем врезался в препятствие. Кто был виноват в случившемся, еще окончательно неизвестно.
Евгения Мартынова. Фото автора.