Мораторий на проверки бизнесменов противоречит европейской конвенции
Травма, полученная на предприятии, в отличие от бытовой, предполагает гарантированную государством защиту потерпевшего. Конечно, при условии, что несчастный случай был расследован и надлежащим образом оформлен. На эту тему, а также о том, какие нарушения наиболее часто допускаются на предприятиях, с нашими журналистами побеседовал начальник территориального управления Госгорпромнадзора по Донецкой области Константин Дорофеев, который также ответил и на вопросы читателей газеты «Донбасс».
ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ДЕНЕГ, ТРЕБУЙТЕ РАССЛЕДОВАНИЯ!
- Наши читатели хотят знать, что они могут потребовать от своих руководителей, как воздействовать на политику по охране труда? Какими законами регламентируются отношения собственника и работника?
- В первую очередь, Законом Украины «Об охране труда», в котором изложены права и обязанности собственника и трудящегося, - рассказывает Константин Васильевич. - Согласно статье 13 этого Закона собственник несет ответственность за создание безопасных условий труда у себя на производстве. А наша задача - государственный надзор за соблюдением законодательства. Существует также «Положение об учете и расследовании несчастных случаев на производстве», руководствуясь которым, мы защищаем права пострадавших, получивших травму или профессиональное заболевание.
Чаще всего к нам поступают жалобы по поводу неправомерных действий собственников, и практически у всех один и тот же сценарий. Полученную на производстве травму предлагают сделать бытовой и обещают денежную компенсацию. Особенно это касается частных структур, которые не делают отчислений в фонд, занимаются полуподпольным бизнесом. Согласившись, человек становится уязвимым в случае потери трудоспособности в дальнейшем, а в итоге обращается к нам с жалобой. Но зачастую по прошествии времени уже невозможно ничего доказать. Поэтому, обращаясь к вашим читателям, хочу сказать - не идите на поводу у «доброго» начальства, настаивайте на создании комиссии и расследовании, если вы получили травму! Чтобы не остаться потом с мизерным регрессом, примите это единственно правильное решение.
- Нечто похожее происходило в нелегальных копанках, о которых писал «Донбасс». Ваша организация берет под контроль эту ситуацию?
- В «копанках» работают абсолютно незащищенные люди, ежегодно там гибнет около 80 человек (и это только те случаи, о которых мы знаем!). Повлиять на ситуацию мы можем, если «угольная дыра» находится на территории горного отвода какой-либо шахты. тогда мы не согласовываем планы развития горных работ до тех пор, пока руководство этой шахты не ликвидирует «бизнес» паразитирующих на них нелегалов. Если же вскрываются пласты, выходящие на поверхность и не подлежащие учету, привлечь к ответственности таких «разработчиков» может только природоохранная прокуратура. Прийти с проверкой мы можем только на предприятие, стоящее у нас на учете, в противном случае его для нас просто не существует. Единственное исключение из правила - можем начать проверку по инициативе прокуратуры.
- Какими методами вы можете воздействовать на нарушителей?
- Мы имеем право приостанавливать и запрещать работы, привлекать к административной ответственности и подавать представление для привлечения к уголовной ответственности в органы прокуратуры. В прошлом году мы направили туда 640 материалов. А вот что касается самого физлица, то штрафы буквально смешные - от 85 до 140 гривен.
РУКОВОДИТЕЛЯМ СТАЛО ЛЕГЧЕ
- В вашей структуре что-то поменялось?
- Закон Украины «Об основных методах надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» заставил нас адаптировать свою структуру к его требованиям. Мы сократили тринадцать угольных инспекций и сделали четыре региональные, которые охватывают восток области - Шахтерск, Торез, Снежное, центр - Донецк, Макеевку, а также центральные районы Донбасса - Енакиево, Горловку, Дзержинск, и запад - Красноармейск, Доброполье, Селидово. Таким образом, руководитель инспекции, наделенный полномочиями принимать решения о приостановке и возобновлении работ, находится в регионе. Теперь руководителю нет нужды ехать в шахтерскую столицу, чтобы подписать разрешение, они могут это сделать в близлежащем городе. Угольный надзор стал более мобильным.
- В редакцию позвонили из управления труда Доброполья и поинтересовались: когда будет функционировать на государственном уровне система управления охраны труда, а именно статья 34-я?
- Вероятно, это вопрос от угольщиков. Система управления охраны труда на угольных предприятиях существует уже давно. Там расписаны должностные обязанности руководителей на всех уровнях. Проблема в том, как ее заставить работать, эту вертикаль - от министра до мастера участка? Зачастую дает сбой сама система, а причина - в отсутствии квалифицированных кадров.
«ВЕРНИТЕ НАМ БАЛЛОНЫ!»
- Выяснились ли какие-то новые факты по поводу взрыва кислородного баллона в луганской больнице? И делались ли у нас проверки в связи с этим событием?
- Взрыв баллона обычно бывает в двух случаях: либо вследствие неаккуратного обращения (баллон мог упасть, деформироваться), либо туда попало масло, а значит, произошла реакция, и он взорвался.
Что касается нашей области, здесь 149 медицинских учреждений, в которых используется кислород. В составе оперативных групп, созданных совместно с органами самоуправления, наши инспектора проверяли обученность персонала больниц обращению с кислородными баллонами, использование несертифицированных баллонов и нарушение условий хранения. Была запрещена эксплуатация более трехсот кислородных баллонов. А сейчас идет обратная реакция. К нам обращаются главврачи больниц с просьбой разрешить эксплуатацию запрещенных баллонов. Но для того, чтобы устранить нарушения, выявленные в ходе проверок, необходима финансовая поддержка государства. Кто сможет ответить на вопрос, что важнее: жизнь больного, нуждающегося в кислороде, или жизни и безопасность персонала и больных, находящихся в потенциально опасном месте? Ответа на этот вопрос нет и быть не может.
В КАФЕ И НА АТТРАКЦИОНЫ ХОДА НЕТ...
- А какие еще заведения, не являющиеся опасными с точки зрения обывателя, вы проверяете?
- В соответствии с Законом Украины «Об охране труда» мы проверяем предприятия, организации и учреждения всех форм собственности и всех отраслей народного хозяйства. Но после выхода в мае 2009 года постановления правительства №502, на проверки предприятий малого и среднего бизнеса наложен мораторий до конца 2010 года. Хотя это противоречит не только украинским законам, но и европейской конвенции, ратифицированной в нашей стране, в соответствии с которой инспектор может прийти на предприятие в любое время даже без уведомления собственника. Я считаю это псевдозащитой предпринимателей. Судите сами - частник готовит шаурму и использует газовый баллон в местах массового скопления людей, с которым может случиться всё что угодно, а нам при этом запрещают прийти к нему с проверкой. То же касается и аттракционов. Ведь техника эта в большинстве случаев уже была списана за рубежом, перекуплена за копейки, и вопрос ее безопасности остается открытым. Только благодаря взаимопониманию и сотрудничеству с областной администрацией мы удерживаем ситуацию под контролем.
В территориальном управлении Госгорпромнадзора действует круглосуточная «горячая линия». Если вы попали в сложную ситуацию и не знаете, что предпринять, звоните по телефону в Донецке: (062) 334-25-01.
Александр Бриж, Александр Грицюк и Наталья Чернышева. Фото Ольги Кононенко.