Страсти по углю
Судьба вышедших на пенсию шахтеров - всегда актуальная тема для Донбасса. Когда-то работники многочисленных шахт своим трудом поставили на ноги весь регион. Поэтому сегодня наш край обязан благодарить их за этот подвиг, растянувшийся на десятки лет опасных для жизни и здоровья подземных работ. В нынешних тяжелых условиях лучшая благодарность - это регулярная достойная пенсия, материальная помощь и соблюдение положенных по стажу льгот, в том числе предоставление бесплатного угля для отопления жилья. Как показывают письма наших читателей, с последним налицо проблемы.
Бег с препятствиями
Иначе и не назовешь ту вереницу процедур, которые предстоит пройти, чтобы получить причитающийся льготный уголь для отопления жилья. Анатолий Кохно из пригорода Макеевки приводит список из тринадцати необходимых для этого документов и рассказывает о сопутствующих трудностях: «Для получения одной только справки о том, что мы не газифицированы, нам надо ехать в Макеевку тремя видами транспорта. После этого - уплатить за справку и выстоять в очереди, а потом обратно той же дорогой. Только на проезд уходит двенадцать гривен. Как это всё можно назвать - издевательством над нами?».
От редакции. Как сообщили нам в Управлении угольной промышленности, определение перечня документов, необходимых для выписки угля на бытовые нужды, находится в компетенции угледобывающего предприятия или его правопреемника. Проще говоря, руководство шахты определяет, что должны предъявить работники для получения топлива для домашнего очага. Остается спросить у руководства: неужели хотя бы небольшое сокращение тягостного списка из тринадцати пунктов может повлечь за собой опасные последствия или подтолкнуть горняков к каким-то незаконным манипуляциям?
Без кормильца
В такой ситуации оказалась Полина Старобут (1931 года рождения) из Тореза. «Жила с сыном, он в 2008 году умер от пневмонии. Был сильно больной, но группы у него не было, в больницу он не обращался. Проработал 28 лет в шахте, пошел на пенсию в 45 лет, получал уголь бесплатно. Это льгота шахтерская, а вот он умер, и мне отказали в получении угля. Правильно ли это? Мне не на что жить».
От редакции. В списке льготников значатся получающие пенсию в связи с утратой кормильца семьи работников угледобывающей промышленности, погибших или умерших на предприятии. Очевидно, наши чиновники считают, что если сын Полины Ивановны умер, уже будучи на пенсии, то ее в эту категорию заносить не следует. В Торезском городском управлении труда и социальной защиты населения о беде одинокой матери знают, но о выплате денег или снабжении ее углем даже не думают. Если человек не принадлежит ни к одной категории льготников, он имеет право обратиться в Пенсионный фонд для индивидуального рассмотрения его случая. Но до тех пор, пока законодательство страны будет оставлять предприятиям лазейки для того, чтобы не тратиться на лишнюю сумму денег, они будут этими лазейками пользоваться.
Несовершенство наших законов
Его на себе ощутил Павел Подлесный из пгт Новоамвросиевское: «Недавно ваша газета писала, что надо обращаться в отделы соцобеспечения по поводу компенсации за отопление. Обратился. Мне сказали: касается только пенсионеров, пользующихся центральным отоплением. А как быть тем, кто отапливает свой дом газом? «Не положено!» В Амвросиевском отделе соцобеспечения мне ответили так, ссылаясь на редакцию Горного кодекса. Кто-нибудь думает исправлять эту оплошность?»
От редакции. Эта несправедливость уже неоднократно привлекала к себе внимание - если бы дела обстояли по-другому, то в Верховной Раде сейчас не находился бы на рассмотрении законопроект о внесении изменений в Горный закон Украины. Предполагаемые перемены должны коснуться предоставления компенсации всем шахтерам, проживающим в домах с центральным или «другим не печным отоплением». В очередной раз мы можем удивиться слабой продуманности наших законов и медлительности парламента в принятии здоровых решений, направленных на улучшение жизненных условий граждан.
Бедность и коррупция идут рука об руку
Это подтверждается письмом, пришедшим в редакцию от горняков шахты Бутовской г. Макеевки. «Шахтеры получают уголь бесплатно. Платим деньги только за привоз угля. Это было раньше, и уголь, как видно из квитанций, «рядовой». А получаем штыб, то есть мельчайший отсев, и тот напополам с породой. Потом стали получать породу. Деньги за привоз угля в конторе не берут. Говорят, привозите своими машинами. На угольном складе машины есть, но они берут не 5 гривен, а 300 за привоз угля. Деньги не в бюджет идут, а в карманы водителей и начальства. Со своей машиной на угольный склад не пускает охрана. Уголь выдается на глаз, вместо трех тонн - полторы. Неужели нельзя поставить весы? А водители возят мимо нас уголь на продажу частникам. Что недогрузили шахтерам, начальство продает себе на карман».
От редакции. На каждой шахте должна быть независимая комиссия по социально-бытовым вопросам, куда следует обратиться по поводу неудовлетворительного качества и недостаточного количества выдаваемого угля. Вроде бы всё достаточно просто. Но, как нам, увы, хорошо известно, воплощение в жизнь наших законов оставляет желать лучшего. Если не представившийся шахтер прав, то на происходящее на Бутовской шахте должны обратить внимание компетентные органы. Мы же решили получить какие-либо комментарии со стороны директора шахты или кого-нибудь из её администрации. Первого всю неделю, в том числе в приемный день, не было на месте, а его непосредственные помощники отказывались самостоятельно высказываться по поводу приведенных в письме жалоб. Что же, их можно понять. Но только легче от этого работникам шахты не станет.
Благодарим за консультации директора юридической фирмы «Юкон» Игоря Померанского.
Назар Безусенко.