Детский дом стал тяжким грузом
Всего 27 воспитанников находятся сейчас на государственном попечении в детском доме Тореза (Донецкая область). Если количество деток и далее будет сокращаться, надобность в таком учреждении отпадет. Но эта ситуация вызывает в коллективе детского дома двойственное чувство. Чтобы разобраться, почему, наш корреспондент выехал в поселок.
Тревожатся не только о себе
Спросила первоклашек, собиравших уже портфели, чтобы разойтись по домам, кто из них лучше всех научился читать. Оказалось, Аллочка, бойкая девчушка - воспитанница детского дома. Она вместе с братом Ростиком ходит в первый класс Рассыпнянской школы. А всего три малыша из детдома в этом году пошли в нее набираться знаний. В следующем, если не прибудут новые воспитанники, вообще никто не пойдет, поскольку в дошкольной группе всего два малыша. В нынешнем году в выпускных классах занимаются десять человек. Вот и они покинут ставший им родным детдом…
Единственные первоклассники детдома Алла, Данилка и Ростик учатся в поселковой школе. Красивые ухоженные детки -
их не отличить от ребятишек из обычных семей.
Когда одиннадцать лет назад на базе бывшей поселковой больницы открылся детский дом, в нем насобиралось более девяноста сироток. Время было такое - полны были наши улицы малолеток-бродяжек, ладу которым было трудно дать. Сейчас в детдоме всего 27 мальчиков и девочек. Их становится все меньше и меньше, вот и в марте девятилетнюю малышку забрали в приемную семью.
Прекрасная тенденция к тому, что осиротевших, обездоленных детей становится меньше, вызывает двоякое чувство. Особенно у работников детского дома, где сейчас трудятся около полусотни человек (это почти в два раза больше, чем самих воспитанников). Почему так неспокойно в коллективе?
Первое, что приходит на ум, это - боязнь каждого потерять работу в окраинном шахтерском поселке. Директор детского дома Татьяна Тимченко, конечно, тревожится о своих сотрудниках, но разговор и с нею, и со всеми, с кем довелось пообщаться, шел, прежде всего, о судьбах детей и самого учреждения. Закрыть-то его просто.
Попали только пятеро
В прошлом году, рассказала начальник службы по делам детей исполкома Инна Буза, в Торезе появилось 36 сирот. Ситуации разные: у кого-то родители умерли, у других - лишены родительских прав. Но на воспитание в госучреждения попали только девять малышей. Остальных родственники взяли под опеку, или детки были определены в приемные семьи. В детдом попали только пятеро.
Боря окружен тёплой заботой сотрудников. Помощник воспитателя Рита Горева говорит, чтоу мальчика и его сестры Тани нет больше сверстников в детском доме.
Приоритет, конечно, отдается семейному воспитанию, поэтому сейчас все усилия направлены именно на это. Даже самый лучший детский дом не заменит родную семью. Около тридцати мальчиков и девочек состоят в Торезе на учете как оказавшиеся в сложных житейских обстоятельствах. Эти семьи - под постоянным контролем. Вот и в тот день, когда я побывала в Рассыпном, специалисты службы по делам детей и центра социальных служб по делам семьи, детей и молодежи приезжали в этот поселок, посетили проблемные семьи.
От добра добра не ищут
Сотрудники детского дома Галина Кырза и Ирина Минайлова, однако, с горечью рассказывали, что в поселке да и во всем Торезе есть и другие семьи, в которых детки живут, мягко говоря, тяжко. Возможно, юридических оснований лишать мам и пап родительских прав нет. Но моральные…
Поселилась в Рассыпном мама с сынишкой из соседнего района, родила еще одно «дитя любви». Летом был такой случай. Занималась своими делами, а чтобы старший ничего не сотворил, заперла его в подвал, оставив банку воды и полбуханки хлеба. Весь поселок гудел, узнав, как соседские ребятишки в дырку просовывали проголодавшемуся малому колбасу. Мальчик и в школу не с первого сентября стал ходить, за что мамаше, как говорится, влетело по первое число. Семья сразу попала под опеку соответствующих служб. Вот и в минувший четверг специалисты побывали здесь.
- Если подобное «семейное» воспитание считать нормальным, - тревожатся в коллективе, - то давайте сравним его с нашими условиями. Начнем с бытовых: в здании за эти годы сделан основательный ремонт, завезена новая мебель. Главную проблему сейчас пытаемся решить: заменить всю проводку, поскольку нагрузка на нее велика, оборудование в той же кухне электрическое. А питание - отличное, думаем, даже в благополучных семьях не все могут это позволить. Но это внешняя сторона. Дети под постоянным присмотром, медицинским контролем. Они ходят в школу. Здесь ведется большая воспитательная работа. В детдоме уже нет «бегунков», которые раньше стремились «на волю». Может, выветрился дух бродяжничества, но есть и другая причина: от добра добра не ищут!
На днях в детдом завезли спортивные тренажеры, покупку которых оплатили спонсоры. То есть ничто не замерло в учреждении в ожидании закрытия, но его опасность витает в воздухе. Татьяна Тимченко уточнила, что пока в коллективе пошли не на сокращение специалистов, а на переход на меньшие ставки. А завтра?
- Чтобы не растерять сложившийся коллектив, не ликвидировать детдом, - предлагают сами сотрудники, - можно же пойти на изменение его статуса, чтобы детей сюда привозили на реабилитацию, оздоровление. У нас тут такая красота - огромный яблоневый сад, воздух чистый. Только решать эту проблему надо быстро, чтобы не потерять учреждение, которое закрыть просто. А заново открыть куда сложнее!
Комментарий «Донбассу»
Если что - поселим стариков
Заведующая Торезским отделом образования Лилия Крикуненко:
- Пока не идет речь о закрытии детского дома. Городской голова Виктор Антонов на всех совещаниях постоянно это подчеркивает. Но, согласитесь, резкое сокращение количества деток и сохранение штата, рассчитанного почти на сотню воспитанников, это тяжкий груз для финансирования. Оно ведется по формульным расчетам, часть средств идет от государства, часть - из нашего бюджета. В целом около 1,8 миллиона гривен в год направляется на детский дом, сумма огромна.
В прошлом году более полумиллиона гривен затрачены на замену окон на пластиковые и установку по всему периметру двора бетонного забора. Ведь это закрытое учреждение, здесь санитарные условия должны строго соблюдаться всюду, а на территорию двора забредали все, кому не лень, даже коз местные жители выпасали...
То есть, если бы речь шла о скором закрытии, никто бы такие средства в ремонты не вкладывал. Во всяком случае, это готовое здание, оборудованное всем необходимым, чтобы перепрофилировать его, сохранив рабочие места. В Торезе, например, нет дома для одиноких престарелых людей. Они, как и дети, требуют особого внимания государства.
Валентина Постнова. Фото автора.