"Драконы" уродуют трассу

Огромная нагрузка разрушающе действует на дорожное полотно.

Дворниками с большой дороги считают себя рабочие, которые обслуживают автотрассу Донецк - Мариуполь. Постоянно рискуя жизнью, они месяцами вынуждены сидеть без зарплаты. Журналист нашей газеты обследовал магистраль и выяснил причины ее нынешнего жуткого состояния.

Не дорога, а стиральная доска


Автомагистраль Донецк - Мариуполь по отечественным меркам считалась одной из лучших. И не только отечественным. Высокую оценку ей давал ведавший строительством дорог член муниципального совета Генуи Эудженио Кристино, который гостил у нас по приглашению ныне упраздненного общества дружбы СССР - Италия.

Однако время всё сильно изменило. В этом убедился журналист «Донбасса», когда пасмурным мартовским днем обследовал подведомственный Волновахскому дорожно-эксплуатационному управлению участок магистрали Донецк - Мариуполь и опросил нескольких водителей легковых автомобилей, которые в крепких выражениях не стеснялись.

- Это же самая настоящая стиральная доска, а не магистраль стратегического значения, - возмущался мариуполец Денис Т. - Того и гляди, колеса отвалятся.

- Вы лучше задайте вопрос властям, - посоветовала дончанка Тамара Л., - на какие такие нужды они тратят взимаемые с владельцев транспортных средств деньги.

- Эти... дорожники, - с трудом подобрал нужное слово пенсионер Николай В., - похоже, отсыпаются на печи.

С дедовским инструментом и на отцовском тракторе

Впрочем, гражданин погрешил против истины. В частности, его утверждение нетрудно опровергнуть хотя бы репортажами в газете «Донбасс» и грамотой Укравтодора, которой коллектив Волновахского ДЭУ удостоен  за борьбу со снежными заносами минувшей зимы. Я сам был свидетелем, как самоотверженно вызволяли из снежного плена каждый автомобиль дорожники и парни из МЧС.

Сердитый пенсионер едва ли позавидовал бы и членам бригады из Еленовского участка Волновахского ДЭУ, которые заделывали в тот день многочисленные прорехи на дорожном полотне. Сырой пронзительный ветер, рев проносящихся в метре автомобилей и дедовский инструмент могли вызвать лишь сочувствие.

 - Зарплату в нынешнем году мы еще не получали, - дополнил картину тракторист Александр Посев, железному коню которого исполнилось четверть века.

Ремонт трассы Донецк-Мариуполь

«Старый конь борозды  не испортит, - говорит тракторист Александр Посев, - но он может в ней лечь».

Однако на радиаторе неповоротливого катка эмблема престижной иномарки, а лица рабочих угрюмыми я бы не назвал. Воистину сказано: нет на земле труженика терпеливее и жизнерадостнее, чем наш.

Свалки на обочине


Поселок Новотроицкое Волновахского района, район придорожного рынка. Погода вконец испортилась, с неба летит дождь вперемешку со снегом, что, разумеется, исключает ремонт полотна. Но зато есть другая работа. Ее результатом можно считать пластиковые мешки, которые трое парней стаскивают к валяющемуся у дороги автомобильному скату. Еще десятка полтора таких же мешков уже заброшены в кузов грузовика. По этому поводу главный инженер ДЭУ Сергей Ходачек выразился не без доли черного юмора:

- Мы - дворники с большой дороги.

И действительно, в начале весны прошлого года с обочин общей протяженностью почти сто двадцать километров было собрано столько мусора, что для дальнейшей его транспортировки понадобилось пять тысяч пластиковых  мешков повышенной вместимости.

- Два месяца после проделанной операции, - продолжает Сергей, - обочины оставались чистыми. Однако к исходу третьего вновь обрели прежний вид. Положение не спасают даже мусорные баки, которые с недавних пор мы начали устанавливать вдоль магистрали. Более того, жители близлежащих сел приняли эти емкости за маяки дозволенных свалок. Останавливаем, пытаемся пристыдить - реакции никакой. Если, конечно, не считать возмущения, а то и нецензурной брани в адрес сделавшего замечание.

Берегись... предупреждающего знака

Впрочем, брань - это нечто вроде легкой царапины. По сути, трассу можно считать передовой, защитники которой, они же - дорожные рабочие, несут более  серьезные потери. Так, один из них был тяжело травмирован крутой иномаркой. Чем занималась находившаяся в салоне парочка, покрыто мраком, однако водитель настолько увлекся спутницей, что не заметил ни предупреждающих знаков, ни людей.

Едва не побывал под колесами и начальник Волновахского управления Василий Малеваный. Спасли его от встречи с радиатором мчавшегося на запредельной скорости автомобиля лишь везение да мгновенная реакция. Однако рекорд по сбиванию временных предупреждающих знаков принадлежит водителю фуры, уроженцу города Донецка Дмитрию П.

Как признался впоследствии сам нарушитель, он еще издали заметил скопление людей у места массовой аварии, произошедшей неподалеку от села Доля,  но... рассчитывал проскочить, не сбавляя скорости. В результате лихач смял заграждения не только на своей, но и на встречной полосе. Только по счастливой случайности при этом не погиб никто из тех, кто убирал с полотна битое стекло и рваный металл.

Асфальт - из соседнего района

Водители легковушек и маршруток очень недовольны массовым появлением на дорогах «драконов», так они именуют на своем языке фуры и тяжеловесные самосвалы. Аналогичного мнения придерживаются и работники Волновахского ДЭУ.

- Трасса строилась в семидесятые годы с перспективой на двадцать лет, - говорит Сергей Ходачек. - При этом предусматривалось, что по ней будут ездить автомобили, нагрузка которых на одну ось не превышает семи тонн.

Ремонт трассы Донецк-Мариуполь

Асфальт для ямочного ремонта везут за сотню километров.

Сегодня такая нагрузка достигает пятнадцати и более тонн, что в десять раз увеличивает так называемый эффект разрушительного воздействия на полотно. А возросшая вдвое интенсивность движения, а погодные условия... Особенно резкими  температурными перепадами изобиловала минувшая зима. Ее последствия просто шокируют...

К тому же, по причине неутвержденного бюджета работы практически не финансируются, люди сидят без зарплаты, техника изношена до крайности, асфальт приходится доставлять за сотню километров из соседнего района...


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: