Изувеченные дороги могут отрезать от остального мира десятки населенных пунктов Донбасса

Колеи на асфальте - по колено. Такие дороги в самое ближайшее время могут отрезать от остального мира десятки сел Волновахского и Старобешевского районов Донецкой области. 

Нахлебавшись вдоволь грязи...


В свое время Волновахский район славился на весь Советский Союз тем, что даже малые села и отдельно стоящие животноводческие фермы были соединены  дорогами с твердым покрытием. Положительную роль в этом сыграли расположенные на его территории карьеры, ежегодно выдававшие сотни тысяч тонн щебня, а также недюжинные организаторские способности первого секретаря райкома, Героя социалистического труда Василия Тетерюка, который в массовом порядке сумел привлечь своих земляков к богоугодному делу.

 

Водитель внедорожника отечественного производства явно не рассчитал глубину лужи...

Водитель внедорожника отечественного производства явно не рассчитал глубину лужи...

Разумеется, коллективу Райдрсу (ныне - филиал «Автодора»), насчитывавшему полторы сотни человек, было бы не под силу справиться с грандиозными планами. Поэтому практически в каждом колхозе сформировали свою специализированную бригаду, которой передавался транспорт и другая техника. По свидетельству начальника филиала Юрия Демишева, начинавшего свою трудовую деятельность «с лопаты», колхозники работали на совесть. Впрочем, по-иному и быть не могло: вдоволь нахлебавшись дорожной грязи, они строили для себя.

С тех пор прошло несколько десятилетий. Выцвели написанные золотом буквы на Грамоте ВДНХ, которой был оценен вклад волновахцев, более двух третей животноводческих городков ныне лежат в руинах, а сами дороги с твердым покрытием сегодня можно назвать лишь недвусмысленным словечком: направления. Как ни парадоксально звучит, но их сгубили карьеры, способствовавшие в свое время расширению сети сельских магистралей, точнее - груженный щебнем автотранспорт.

Объездная дорога на обочине

В том, что это не голословное обвинение, я убедился во время «экскурсии», которую Юрий Демишев организовал для корреспондента «Донбасса». Отправной точкой послужило село Дмитриевка, конечный пункт - село Ивановка, на околице которого расположены карьеры по добыче глины. Еще несколько лет тому назад это была трасса местного значения, теперь же ее затруднительно назвать даже направлением. А всё потому, что в сухое время года водители предпочитают двигаться по обочине, а нередко - и по сельхозугодьям.

Езда же по осевой линии чревата осложнениями. Едва мы одолели первые полтора километра, как обнаружили посреди обширной лужи автомобиль с забрызганными грязью номерами и заглохшим двигателем. Водитель вездехода отечественного производства пребывал в полной растерянности...

- Я не раз встречался с владельцами глиняного карьера, - продолжал отвечать на вопросы Юрий Петрович, - доказывал, что именно принадлежащие им большегрузные самосвалы довели данный участок до ручки. Но те вину свою не торопятся признать, мол, мы платим дорожный налог, следовательно - таким образом возмещаем причиненный ущерб.

«Драконы» укрылись в глубинке

В предыдущей публикации, тоже посвященной дорожной теме, речь шла о «драконах»,  которые полностью изуродовали трассу Донецк - Мариуполь. Так вот, появление тяжеловесных автомобилей все чаще фиксируется и на сельских магистралях. Их выбирают для того, чтобы не только сократить путь, но и укрыться от персонала, обслуживающего контрольно-весовые пункты.

Сразу дюжину «драконов» я засек в районе волновахского села Богдановка, когда общался с фермером Николаем Еременко. Данное событие опытный аграрий прокомментировал следующим образом:

- Если  не выдерживает полотно магистралей, то что тогда говорить о сельских дорогах, которые нередко строились хозяйственным способом. Я ничуть не сомневаюсь: трасса Донецк - Мариуполь будет отремонтирована рано или поздно, но весьма сомнительно, что очередь дойдет до села.

Без зарплаты, но с заводом

- Мы обслуживаем Волновахский и Старобешевский районы, - рассказывает начальник филиала Юрий Демишев. - Общая протяженность дорог - без малого тысяча километров. Коллектив, с учетом сезонных работников, незначителен, всего восемьдесят человек. А это почти вполовину меньше по сравнению с периодом, когда наши полномочия ограничивались только рамками  своего района. Имеем в своем распоряжении несколько десятков единиц техники, в основном - устаревших образцов. По причине проволочек с принятием бюджета люди два месяца сидят без зарплаты. Впрочем, мы располагаем неплохой производственной базой, в том числе собственным асфальтобетонным заводом, пуск которого назначен на первые числа апреля. Остановка - за новой техникой и финансированием. А оно, следует признать, имеет ярко выраженную тенденцию к сворачиванию. За предшествующий «оранжевой революции» год мы обновили около сотни километров поверхностного покрытия и с тех пор занимаемся исключительно ямочным ремонтом. А он, как вы понимаете, лишь оттягивает агонию сельских магистралей.

Юрий ДЕМИШЕВ уверен: асфальтобетонный завод через неделю-другую заработает на полную мощность. Если, конечно, его предприятие вновь начнут финансировать в полном объеме.

Юрий Демишев уверен: асфальтобетонный завод через неделю-другую заработает на полную мощность. Если, конечно, его предприятие вновь начнут финансировать в полном объеме.

Думаю, начальника филиала нельзя заподозрить в том, что он преднамеренно сгущает краски. Вся тысяча километров, за небольшим исключением, давно отслужила положенные сроки.

- Потребуются значительные капиталовложения, - продолжает собеседник, лихо объезжая очередную колдобину, - ведь в обновлении поверхностного полотна сегодня нуждается порядка восьмисот километров сельских дорог.

Причем некоторые из них, в том числе участок Волноваха - Карань, требуют полной реконструкции. Данное направление по милости «драконов» стало совершенно непроезжим: колеи на асфальте по колено, выбоина на выбоине.


Юрий Хоба. Фото автора.
Читайте также: