Пограничные катера гоняют браконьеров и спасают горе-рыбаков
Летопись базирующегося в Мариуполе дивизиона катеров Донецкого погранотряда не изобилует эмоциями. Это скорее - сухой пересказ наиболее интересных происшествий, стычек с браконьерами, операций по спасению терпящих бедствие. О последних из них корреспонденту «Донбасса», приглашенному на праздник десятилетнего юбилея дивизиона, рассказал офицер части по связям с общественностью, подполковник Эдуард Никитенко.
А в тайнике - донные тралы
При досмотре моторного бота «Лира» (приписан к Таганрогскому порту) обнаружены запрещенные орудия лова (два донных трала), а также более полутора тонн пиленгаса, тарани и судака - значительно больше квоты.
В тридцати милях к юго-востоку от Мариуполя задержан «Прибой». Капитан потрясал документами, доказывающими, что у судна - чисто научные цели. Но при досмотре выявили свыше двух тонн рыбы, в том числе - азовской сельди, а также пару донных тралов, которые браконьеры прикрыли сухими сетями. Общий ущерб составил почти миллион гривен.
Экипаж МРСТ «Березань», задержанный в Таганрогском заливе, также уверял, что выполняет научные работы. Но с этим не вязались обнаруженные донные тралы и 160 килограммов незаконно выловленной рыбы.
С борта катера «Калкан» на траверзе Белосарайской косы было замечено неизвестное плавсредство. На лодке отказал мотор, однако хоть ее и уносило в море, находившиеся там люди знаков бедствия не подавали. Причина столь странного поведения вскоре была установлена: в моторке находилось 19 штук пиленгаса, 125 сельдей и один осетр.
"Калкан" на вираже.
То мель под брюхо бросится, то ветер унесет
Что до спасения терпящих бедствие, то этим отряд занимается днем и ночью.
Около 16.00 с борта «Калкана» заметили севшую на мель яхту «Ярославль» под российским флагом. Экипаж - семь человек. Двигатель заглох, в образовавшуюся пробоину поступает вода... Пограничники принимают решение - заделать пробоину и затем стащить яхту с мели. Все работы производились в спешном режиме: метеорологи пообещали, что на Азовье движется шторм силой до семи-восьми баллов. Успели...
В полпервого ночи поступило сообщение о том, что вышли в море на надувном матраце и не вернулись двое отдыхающих: военный летчик Владимир и его десятилетний сын Дмитрий. Глава семейства решил наловить бычков на уху, но не рассчитал сил - плавсредство унесло далеко от берега. Задача спасателей осложнялась тем, что за истекшее время ветер несколько раз менял направление, поэтому обнаружить пропавших мореходов было непросто. Лишь в девять утра на значительном удалении от берега вахтенные «Грифа» заметили на гребне волны матрац. Еще четверть часа понадобилось на то, чтобы принять на борт горе-рыбаков. Их напоили горячим кофе и оказали первую медицинскую помощь.
Экскурсия с брызгами
В праздничный день на борт солидного «Грифа» («Калкан» поменьше, зато более скоростной) пригласили журналистов, сотрудничающих с военными моряками. Командиру дивизиона, капитану второго ранга Сергею Маймуле и его подчиненным пришлось совмещать служебные обязанности с ролью экскурсоводов.
Операторы местных телестудий не рискнули присоединиться к пишущей братии. И правильно сделали: палуба верткого кораблика - не площадка для съемки, один неосторожный шаг - и можешь оказаться за бортом вместе с дорогостоящей аппаратурой. Правда, и потеряли коллеги немало: не изведали силу встречного ветра на мостике «Грифа», где распоряжался и одновременно давал интервью командир дивизиона; не смогли принять участие в операции по извлечению браконьерских сетей.
Если на «Грифе» было тесновато, то стремительный «Калкан» (командир - младший лейтенант Игорь Чертов) и вовсе не приспособлен для экскурсий. На скорости в семьдесят километров он закладывал такие виражи, что гости вынуждены были цепляться друг за дружку и мокрые леера.
Операция «Сеть»
- Сеть видите? - следует запрос с «Грифа».
- Так точно, - отвечает Чертов, - вижу. Приступаю к выборке... Внимание, - обратился он к подчиненным, - приготовиться к работе.
Демонстрация браконьерского улова.
Вообще-то выборка сетей не входит в программу обучения морских пограничников. Но, поднаторев в борьбе с браконьерами, они действовали не хуже профессиональных рыбаков. Едва только катер сбросил ход, как двое одетых в непромокаемые куртки парней багром подцепили снасть.
- Метров сто двадцать, не меньше, - определил ее длину командир катера. - Поставили недавно: попались пока всего два мелких пиленгаса.
Пограничникам достались также дюжина пластиковых бутылок из-под пива, которые браконьеры используют в качестве поплавков, и четырнадцать кирпичей-грузил.
Юрий Хоба. Фото автора.