Дети войны - пасынки страны. Хотели как лучше, получилось как всегда?
Детей войны государство, пообещав льготы, попросту обмануло и вынуждает каждого бороться за их получение самолично.
В Донецкой области 37 тысяч человек отстояли это право в судах. Но подпадающих под эту категорию куда больше - полмиллиона. Далеко не каждый способен выходить заветную прибавку по инстанциям. Не все знают, что для этого нужно сделать и какие документы собрать. Людей возмущает сама перспектива добиваться того, что им определили вроде бы законом. Да только тот, похоже, стал разменной картой в политической игре, в которой живые люди оказались, как говорится, «за скобками». В условиях кризиса - вообще выпали за них. Недавнее внесение изменений в Закон Украины «О социальной защите детей войны» всколыхнуло в народе очередные надежды и... разочарования. Долгожданной строки о том, что им вернут всё недоданное за эти годы, в нём не нашлось. Да и искать не стоило. Изменения коснулись ст. 5, а вот «денежный вопрос» фиксирует ст. 6. Её правительство пока откорректировать не решилось. Да и за какие шиши? Не до того ему - до сих пор даже бюджет утвердить не сумело. Исходя из реалий, вряд ли сможет заложить в него такую сумму и на этот год. Остается жесткий и жестокий принцип «каждый сам за себя». Вот что думают по этому поводу наши читатели...
«Почему мы должны по судам вышибать то, что нам положено?»
Об этом спрашивают жители пос. Керамик Ясиноватского района Н. Альховская и другие.
«Большинство из нас - люди преклонного возраста. Не имеем здоровья и сил ездить по судам. Это же, в конце концов, нечестно по отношению к нам. В связи с этим вспоминается ситуация, когда народу выдавали по 50 гривен со сберегательных книжек. Многие земляки так и не получили - умерли. Неужели государство ждёт от нас именно этого? Только перед выборами «слуги народа» так «радеют» за нас. А как те прошли - забывают об обещанном. Пусть тот, кто начал «варить эту кашу», ответит перед всем народом».
От редакции
История «заваривания каши» весьма показательна. Громко заговорили о «детях войны» еще в 2004-м, накануне президентских выборов. И даже замахнулись с января 2006-го начать выплаты тех самых 30 процентов от минимальной пенсии. Но, видать, посчитали размеры прибавки - прослезились и передумали. Уже тогда в бюджете не нашлось средств на столь масштабную благотворительную акцию. В последующие годы разные правительства, жонглируя понятием, что конституционно, а что не очень, всё сваливали на предыдущих чиновников только для того, чтобы расшатать под ними кресло. Показательно в этом плане рвение БЮТовцев, заваливших Пенсионный фонд исковыми заявлениями в 2008-м. Но только их партия «устаканилась» в Кабмине, штабы мгновенно прекратили борьбу «за справедливость», и в мае под руководством Юлии Тимошенко был принят документ, цинично и демонстративно обязывающий уменьшить «детям войны» проценты до десяти, если конкретно - до 49 грн. 80 коп. ежемесячно. То есть в несколько раз меньше обещанного. С тем народ и остался по нынешний день. Кроме тех, кто обратился в суды.
Первоначально исками «детей войны» о выплате прибавки к пенсии занимался Донецкий окружной административный суд. Сейчас защита нарушенных прав осуществляется в порядке гражданского судопроизводства. И это означает, что все хлопоты по оформлению пакета документов с оплатой услуг юристов ложатся на плечи пожилых людей: 120 гривен за информационно-техническое обеспечение, плюс 51 - в виде госпошлины. Многочисленные юридические фирмы, засучив рукава, взялись помогать, даже несколько уменьшив объем этой платы. В Донецке, к примеру, можно управиться и за сумму, меньше сотни: принести паспорт, идентификационный код, пенсионное, и уже вскоре заказным письмом отправить оформленные документы в свой районный суд. Только что делать народу из глубинки? Таким, как Николай Федоренко из села Дмитриевка Шахтерского района. И он, и его жена болеют, проблемы с ногами. Отправляться на поиск юриста им сродни путешествию на Луну - явно несбыточному. А деньги не помешали бы: дочь получает мало, внук учится, ему нужно помогать. На трудности подобного рода ссылается и Евгений Денетко из пос. Старобешево.
Хождение по мукам
О своих мытарствах по этому поводу детально поведал Леонид Сабатовский из пос. Шевченко Красноармейского района. Ткнулся вначале в собес, оттуда послали в исполком. Там сказали: не туда попали. Отправили в нарсуд. Слуги Фемиды посоветовали найти адвоката в гостинице. «А дорога неблизкая. Ноги побил, пока добрался. С первой попытки с адвокатом общий язык найти не удалось. Тот спросил, кто послал. А услышав, что люди, сказал, как отрезал: «Вот у людей и спрашивайте, куда идти и чего собирать». С тем и поехал домой несолоно хлебавши. Спасибо, встретил землячку, она взялась помочь. Объяснила, где можно взять нужные бумаги, куда потом идти дальше. Таня её зовут. В организации «Дети войны» чутко приняла Нина Глобильченко. С их легкой руки я теперь другим советы даю.
В суде с первой попытки тоже не получилось. Нужна была личная подпись жены, пришлось нанимать такси. Она пока поднялась на второй этаж, десять раз останавливалась. А ведь есть вообще неходячие. Что им-то делать? Почему народ довели до такого? Куда государство смотрит? В общем, новому президенту хочется пожелать в команде больше отзывчивых и бескорыстных людей. И пусть решит эту проблему наконец-то».
Отпуск для пенсионера
Увы, с большой помпой поданные в 2010 году изменения в Закон Украины о льготах вызвали у пожилых людей двоякое ощущение. Об этом в редакцию написала дончанка Тамара Карпикова. «Очень интересно было прочитать о том, что «в случае сокращения штатов им предоставляется преимущественное право на работу, использование очередного отпуска, получение дополнительных дней в удобное для них время». А чего стоит стопроцентная оплата больничных! Наверное, президент забыл о том, что нам по 70 и больше лет. И что мы ждали совсем другого. Ведь прочие льготы и без того действуют с 2007-го. А за доплату нужно только судиться. В зданиях суда очереди - не продохнуть. Случается, люди падают в обморок от нервного стресса. Те же, кто «высудил», тоже не все довольны: получают разные суммы, хотя вроде бы отсчет должен быть один. Когда всё это кончится? Почему нельзя заставить Пенсионный фонд выплатить всем, как положено?»
От редакции.
С этим вопросом мы обратились к начальнику Главного управления ПФ в Донецкой области Георгию Якименко.
- Сейчас мы производим выплаты по решениям судов, вступивших в силу. Законодателю же очень сложно найти правильный путь, причем в условиях сегодняшних, ведь бюджет ещё не принят. Сегодня дети войны - лишь маленькая часть проблем, в том числе и пенсионных, которые нанизаны на экономику. Людей понять можно: совет, ждать хотя бы закона о бюджете, вызывает такое же резкое отрицание, как и другой - «идите все в суды». Те работают на грани возможного. В Полтавской области, к примеру, посчитали, что для того, чтобы рассмотреть все иски, потребуется одиннадцать лет. А в нашем регионе «детей войны» в десять раз больше. Всё должно быть отрегулировано нормативными документами на высшем уровне, в Верховной Раде или Кабмине, тогда и можно будет реально ждать перемен в пользу людей.
Все дороги ведут в суд
Многие дела зависли в связи с переходом их из административного в гражданское производство. Хотя на процедуру уходит два месяца и десять дней с момента подачи иска, это время только «первой инстанции». Добавьте сюда обжалование в апелляционном суде и получите долгую цепочку дней, финиш которых просматривается едва-едва. Требования о взыскании недоплаченных сумм за период 2006-2007 годов зачастую не удовлетворяют, так как прошел срок исковой давности. В настоящее время действует трехгодичный, до конца 2010-го. И стоит поспешить с оформлением документов, пока всё опять «не переиграли» в пользу административного производства. И такое возможно. Чем больше путаницы, тем проще в ней затеряться от конкретных ответов и действий. Чего стоит судейский «разнобой», когда одним отдают «по кусочкам», других просят досчитать, третьим требуют выплачивать и на будущее те самые 30 процентов. А будущее весьма туманно. И вполне может войти в противоречие с нынешними реалиями.
Можно только представить, какой обвал грозит всей системе, если народ массово пойдет судиться: взыскание по искам, арест счетов ПФ, зависание выплат другим категориям пенсионеров (ох, до чего же это опасное дело - говорить «а», когда не знаешь, какая следом идет буква)... Одна надежда: вдруг государственных мужей «осенит», какой прокол они допустили, поманив народ «конфеткой» в 30 процентов, а в руки дав лишь огрызок от неё. И они решат красиво исправиться. Что поможет этому - чудо экономического характера или всё же сыграет «человеческий фактор», остается только гадать...
Елена Карпенко.