Ветеран стала матерью для... троих внуков

Ветеран завода стеклоизделий Нелли Рассоха вырастила и воспитала приемную дочь - родную внучку покойной двоюродной сестры.

В Константиновке живет 250 детей, оставшихся без попечения родителей. Матери и отцы оставили их в роддомах или же были лишены прав за пьянство и уклонение от воспитания чад. В итоге дети стали сиротами при живых родителях. Почти 80 процентов таких бедолаг находятся под опекой своих бабушек-дедушек.

Как распадаются семьи

Многие бабушки и дедушки признаются: баловать внуков - это самая большая радость для них. «Пусть родители устанавливают детям распорядок дня, что помыть-постирать, - заявила «Донбассу» ветеран завода «Автостекло» Валентина Петренко. - Это папа с мамой должны проверять домашнее задание. А наше с дедом дело - дарить с пенсии подарки, тайком подсовывать сладости или просто играть с внуками».

Но старикам, волею судьбы ставшим опекунами из-за того, что с их внуком плохо обращались, он остался сиротой или по другой причине, приходится и уроки с ребенком делать, и к уборке приучать...

- Мы привыкли считать семью очагом тепла, любви и благополучия, где детей окружают близкие и дорогие им люди, - комментирует «Донбассу» ситуацию в городе начальник отдела по делам детей Игорь Половинко. - Увы, в реалиях жизни, особенно в последние годы, во многих семьях всё обстоит иначе. Родители пьют, не работают, дети - голодные и кое-как одетые бродяжничают, просят милостыню или воруют...

Специалист, побывавший в десятках семей, с сожалением констатирует: там царит тревога, эмоциональный дискомфорт и отчуждение: «Долгое время считалось, что семейные конфликты - это частные дела, но жизнь показывает, что уговорами отца и мать - пьянчуг не образумишь. Дети и взрослые ссорятся, угрожают друг другу. В итоге семья распадается...».

Чаще всего в таких случаях детей берут под опеку родители родителей. И ребятам приходится несладко.

- Детям, разлученным с родителями, нанесена душевная травма, - пояснил Половинко - психолог по образованию. - Они злятся, волнуются, впадают в агрессию, замыкаются в себе. И это понятно: ребенок больше не чувствует себя в безопасности, в душе поселяется обида. Спектр его эмоций широк - от отчаяния до чувства вины. Опекунам это надо понять и помочь преодолеть стресс.

А силы уже не те...


Вот свежий пример. Супруги Людмила и Петр - ветераны завода стеклоизделий - вырастили и поставили на ноги троих детей. Со старшими, живущими в Киеве, - никаких проблем, а вот младшая дочь...

- Пьет она, непутевая, - горевала в беседе с корреспондентом «Донбасса» Людмила Ивановна. - А от этого страдают трое наших внучат. В конце концов, дочь лишили родительских прав, а ребят собирались определить в детдом. Но мы с дедом решили: «Не будут наших внуков растить чужие люди!». И оформили опекунство на всех троих. Вот так снова стали родителями.

Проблем у опекунов-ветеранов хватает. Это во времена их молодости квартплата и прочие платежи были небольшими, лечение - недорогое, образование - бесплатное, да и зарплата - приличная. Сейчас же они едва сводят концы с концами. Хоть и получают от державы деньги на ребят, но по нынешним ценам - это мизер!

- Сложности возникают не только из-за недостачи средств, - подчеркнул Игорь Александрович. - Ребята растут, сказывается дурное влияние лихих друзей, плюс отягощенная наследственность. А у стариков-опекунов уже силы не те...

Специалист подчеркивает: возрастную разницу при оформлении опекунства нужно обязательно учитывать. Ведь принимающий на себя заботу о ребенке имеет все права и обязанности родителя по его воспитанию, обучению, содержанию и ответственности за маленького гражданина вплоть до его 18-летия. И за этим строго следят профильные службы.

В квартире Насти - разгром

Едва я вошел в просторный двор частного дома № 12-а по улице Чебоксарской, где живет ветеран завода стеклоизделий Нелли Рассоха, воспитывающая внучку своей двоюродной сестры - Настю, хозяйка радушно поднялась навстречу: «Да, это я в вашу редакцию написала, проходите. Насти, правда, дома нет, с подругами гуляет».

Пока я угощался чаем, Нелли Николаевна - давняя подписчица «Донбасса» - неспешно рассказала историю своей непростой жизни. Трудиться стала с малолетства, родному заводу отдала три десятка лет, вырастила своих детей, мужа схоронила...

- И вот на старости лет стала мамой для Насти, - вздохнула хозяйка. - Уже больше десяти лет она со мной. Непутевые родители, всё по тюрьмам... Пока девочка была маленькой, забот особых я не знала. Но ей уж скоро восемнадцать, школу заканчивает. Рвется на свободу. Ей как бы есть где жить: трехкомнатная квартира на бульваре Космонавтов числится за Настей как наследницей. Но бомжи ее разбили полностью, до кирпичей. Как быть - не знаю... Хотя бы двери и окна поставить, но ведь денег у меня нет на это. Может, власти помогут?


Сергей Маринцев. Фото автора.
Читайте также: