Музей истории милиции: мундир космонавта, убийца авторитета и перчатка с когтями
В Международный день музеев, который отмечается сегодня, 18 мая, корреспондент «Донбасса» побывал в одном из них, вполне заслуживающим называться уникальным. Речь о Музее истории милиции Донецкой области, расположенном прямо в здании ГУ МВД области. Тридцать четвертый год руководит им Дина Боярских. Благодаря ее неутомимой деятельности, здесь можно увидеть саблю, с которой будущий глава правоохранителей Донбасса шагал на параде Победы 1945 года; оружие наших милиционеров, вступивших в схватку с фашистами; награды ветеранов; самодельные обрезы, бомбы и стреляющие ручки, изъятые у преступников... У каждого экспоната - своя история. Будто из пазлов, складывается из них общая картина деятельности региональных защитников закона.
Антонов помог найти Берегового
Историк по образованию, Дина Алексеевна некоторое время провела в экспедициях на Алтае, потом год проработала в школе, после чего пришла в областной краеведческий музей. Посвятила ему 12 лет, уйдя с должности заведующей советским отделом. Сколькими экспонатами прирос он ее усилиями! Среди них - часы (подарок Сталина!) и обушок одного из крепильщиков, который шел вместе с Алексеем Стахановым во время его знаменитого рекорда. И, конечно, личные вещи дважды Героя Советского Союза, командира космического корабля Союз-3 (1968) Георгия Берегового - того самого, который сыграл заметную роль в судьбе нынешнего президента Виктора Януковича.
- В 1976 году я поехала в Москву, чтобы встретиться с генерал-майором в отставке, Героем Советского Союза, бывшим командиром 301-й стрелковой дивизии 5-й ударной армии 1-го Белорусского фронта Владимиром Антоновым, который освобождал наш край. Он - почетный гражданин Донецка, в городе есть даже улица его имени, - рассказывает Боярских. - Принял меня радушно. Шутил, рассказывал много интересного. Я набралась смелости и попросила его достать телефон Берегового, в ту пору - начальника Центра подготовки космонавтов. Он помог...
- Ой, вы из Донецка? Землячка! - обрадовался Георгий Тимофеевич. Без проблем согласился на встречу. Приехал к Боярских в гостиницу «Колос».
- Это было что-то, - вспоминает она. - Ну что такое научный сотрудник музея? У меня зарплата тогда была 90 рублей, командировочные - 2 р. 60 коп. Так что выбрала рублевый номер гостиницы «Колос», что на ВДНХ. Приехал дважды Герой, составили мы список того, что он может передать. Светлый парадный китель, какие-то документы. Фото очень интересное - он перед полетом улыбается, а одного зуба нет. «Георгий Тимофеевич, - интересуюсь, - а что это за улыбка такая?». «Э, милая, - говорит, - за меня взялись уже после того, как прилетел из космоса... И лоск навели, и зубы вставили». Он был шокирован, что я поселилась в таких условиях. И устроил меня в «Россию». И хоть влетело мне это в копеечку (номер стоил в пять раз дороже, чем в «Колосе»), зато пожила в одной из самых знаменитых гостиниц Москвы.
Книга-подарок Георгия Берегового.
Когда Береговой приехал в Донецк передавать вещи, Боярских уже сманили правоохранители. Но она приняла раритеты чин по чину и передала их в краеведческий музей... А в «милицейском» есть книга Георгия Тимофеевича «Небо начинается на земле» с дарственной надписью автора.
Всё начиналось с… книги
- Музей истории милиции края родился в 1974 году и считается детищем тогдашнего начальника облуправления генерал-лейтенанта (причем, армейского!) Михаила Попереки, - рассказывает Боярских. - При подготовке книги о работе правоохранителей собралось так много фактического материала, различных медалей, интересных писем, что после ее издания решено было их выставить на всеобщее обозрение.
Сразу мы попадаем в прекрасный конференц-зал со своеобразной доской почета (47 генералов МВД - выходцев из органов внутренних дел нашего региона), а также витринами, заполненными сувенирами от коллег из разных стран. Тут вам и закарпатский топорик, и лихой майор Пронин, и сувенирная сабля от ростовчан, с которыми у донецких правоохранителей тесные дружеские связи. Есть каска английского бобби, баварская пивная кружка, наряженный в милицейскую форму лев.
- Когда львовяне привезли этот талисман своей милиции, мы тоже загорелись, - вспоминает Дина Алексеевна. - Сделали выставку детского рисунка «Милиция глазами детей». Одна девочка нарисовала симпатичную сову, которая денно и нощно охраняет порядок. Нам понравилось. Теперь она символ донецкой милиции, - кивает Боярских на глазастую птицу в фуражке.
«Батя», «Максим» и другие
Большой зал посвящен деятельности милиции во время Великой Отечественной войны. Есть приказ о мобилизации, оружие, награды, солдатские письма.
- Когда фашисты подошли к Донбассу, остатки милиционеров, еще не призванных на фронт, влились в состав 175 гвардейского стрелкового полка органов внутренних дел войск НКВД. Вот его знамя, - показывает Боярских. - В сражениях в районе Дебальцево почти все сложили головы. Не удивительно, ведь тогда даже такая допотопная винтовка, - обращает она мое внимание на очередной экспонат, - приходилась на нескольких человек.
Замечаю фото начальника амвросиевского цементного завода, знаменитого партизана Михаила Карнаухова, отряд которого перебил более 1,2 тысячи немецких солдат и офицеров. Оказывается, «Батя», геройски павший в годы войны, был в свое время первым начальником славянской уездной милиции. Всего же на полях сражений сложили головы более двухсот милиционеров Донетчины.
Среди оружия, найденного на местах боев, привлекают внимание зенитная пушка и пулемет «Максим», освобождавший северные города нашей области (его давно хочет «прикарманить» Киев, создавший подобный музей позже Донецка, но Дина Алексеевна делает всё возможное и невозможное, чтобы экспонат остался у нас - А.К.). Есть также трофейный кортик, жетоны немецких солдат, осколки, рация, работавшая в 1943-м. «Что-то приносили работники милиции, чем-то делилось население, находившее у себя на огородах немало наследия войны», - рассказывает Боярских.
Грамота Героя и раритет Попереки
Из областных органов внутренних дел вышло семь Героев Советского Союза. Все они были живы после войны и, увы, уже покинули этот мир.
- Помню, как приходил на встречи с личным составом Филипп Моженко, командир стрелкового батальона, участник обороны Ленинграда, освободитель Киева, Львова, - продолжает Дина Алексеевна. - После войны служил в Макеевке в детской колонии, а потом во вневедомственной охране. Очень долго работал, удивительно скромный человек, он завещал свои награды, среди которых ордена Александра Невского и Богдана Хмельницкого, нашему музею. Некоторое время они экспонировались, а потом родственники попросили их вернуть. И мы вынуждены были это сделать, хоть сердце кровью обливалось. Зато остались полевая сумка, с которой Филипп Устинович прошел войну, а также грамота Героя СССР.
Горькая участь постигла саблю Героя. Моженко отдал ее в музейный уголок ДК на Буденновке. А занимавшиеся там мальчишки польстились на желтый цвет оружия. Решив, что сабля золотая, украли и распилили раритет.
Зато в военном зале есть другая сабля - Михаила Попереки. С ней фронтовой генерал-лейтенант, 20 лет бывший в шахтерском крае начальником управления внутренних дел, шагал на параде Победы 1945-го.
Убойные ручки, когтистая лапа
После освобождения в наш край стали возвращать милиционеров с фронта. В музее есть даже «бронь» - бумага, позволяющая боеспособным мужчинам оставаться в тылу.
- За день-два восстанавливали отделение милиции, - рассказывает Боярских. - Стаскивали с разных домов стулья-столы, добывали бумагу. И начинали ловить преступников, заниматься судьбами людей, погибших в годы войны, искать предателей...
За стеклом зала поствоенной эпохи - первый микрофон милицейской пресс-службы, щит, который побывал в «горячих точках» украинского значения - во время волнений в Крыму и Киеве, бунта заключенных в Днепропетровске, самодельное оружие 70-80-х годов. Вот три авторучки с секретом. Внутри пружинка, боек, снаряд. Оттянул - и лупи с близкого расстояния. Правда, теперь из них не постреляешь: убийственные вещицы обезврежены - в металлических корпусах просверлены дырки. Есть и парочка обрезов, которые преступники изготовили из охотничьих ружей (до 1991 года фабричного оружия практически нельзя было раздобыть).
Ручки-убийцы.
География экспонатов - вся область. Кожаная рукавица с металлическими когтями, которой пользовались злоумышленники при ограблении, изъята в Енакиеве в 1982-м. Три наперстка и шарик, сделанный из особой резины, позволяющей ему прилипать ко днищу наперстка, - в Донецке (приговор Ворошиловского райсуда в отношении «лохотрощиков» вынесен в 1990 году). Станок для закручивания пробок самопальных водочных бутылок родом из Горловки, а самодельная бомба из металлического изолятора - наследие войны молодежных банд Димитрова. Ее сооружал 14-летний паренек...
С такими обрезами бандиты ходили на дело в 70-80 годах.
- Разномастные мошенники, аферисты, наперсточники всплыли наружу после горбачевской перестройки. Вот целый стенд отмычек, поддельные купоны, талоны, карточки, «куклы» (пачка «денег», где настоящие лишь сверху и снизу), - демонстрирует директор арсенал злоумышленников. - Есть деталь самогонного аппарата. Во время компании по борьбе с алкоголизмом и самогоноварением в каждом отделении были целые комнаты, до потолка набитые изъятыми самогонными аппаратами. Всё это попало в музей после суда.
«Борз», убивший Чирика
Разгул преступности захлестнул Донетчину в девяностые. Передел сфер влияния выплеснулся из разборок в посадках на улицы городов.
- Из этого пистолета-автомата «Борз» («Волк») чеченского производства второго сентября 1994 года в ресторане под открытым небом «Червоный кут» (он находился ниже Первого гастронома, в центре Донецка) расстреляли авторитета по прозвищу Чирик («Десятка»), - поясняет Дина Алексеевна. - А за этот мини-узи парень, торговавший им в 90-е годы, просил пять тысяч долларов (по тем временам за эти деньги можно было купить двухкомнатную квартиру). Получил же пять лет... Ну, а этот гранатомет найден в заброшенной машине возле здания кинотеатра «Донецк». Он был незаряженным, а вот пять его собратьев - в полной боеготовности. И направлены на здание. Их случайно обнаружили мальчики. На всех гранатометах стоял таймер, позволяющим им выстрелить дистанционно. Еще вариант - когда сработает аккумулятор в машине. Пришлось выводить людей из опасной зоны и взрывать авто прямо на месте. Кое-где вылетели стекла, но в зато обошлось без жертв.
В центре стенда — пистолет-автомат «Борз», из которого убили Чирика.
Увы, но так бывает далеко не всегда. В музее можно увидеть охотничий нож и осколки гранаты. Ими братья-грузины Ламидзе ранили двоих наших земляков и убили шахтера.
Посреди зала стоит один из первых мотоциклов правоохранителей - К-750. Ржавый кусок железа отыскали на заброшенной штрафстоянке. Обрести ему вторую жизнь помог старший инспектор спецвзвода «Гроза», страстный автолюбитель Валерий Щербань, который погиб при исполнении в 2004 году.
Эту «царапку» изъяли в Енакиеве.
- На Текстильщике инспекторы ГАИ остановили машину, на сидении которой небрежно валялся пистолет. Начали разбираться что к чему, вызвали подмогу. Когда подъехал Щербань, уже началась стрельба. Пуля попала ему прямо в сердце, - вздыхает Боярских.
Раритетный К-750 воссоздал Валерий Щербань, погибший при исполнении.
* * *
Далеко не все экспонаты выставлены в залах. Какие-то пока находятся в хранилище - ждут своего часа. В коробочке - полным-полно копилок в виде правоохранителей. Это наследие подполковника Роберта Завадского. Аккуратным рядком висят зачехленные мундиры. На верхней полке, под потолком улегся венский стул с круглым сидением и изогнутой спинкой. «Очень хочется воссоздать кабинет работника милиции, к примеру, пятидесятых годов, - объясняет наличие здесь этого предмета мебели директор музея. - У нас есть знамя, бюст Дзержинского, настольная лампа, старый телефон. Да и пороха в пороховницах пока хватает. Так что это - вопрос времени».
Милиция и спорт
Отведено в музее место и спортивным достижениям стражей закона. Тут вам и пятикратный чемпион мира по милицейскому многоборью, и серебряный олимпийский призер.
- Кстати, за общественным порядком при проведении Олимпиады-80 наблюдали полторы тысячи представителей органов внутренних дел нашего региона, - рассказывает Дина Боярских. - Милиционеры из Донетчины, в частности, охраняли в Москве волейбольные корты. Ребята из мужской и женской команд СССР даже оставили свои росписи на волейбольном мяче. Сейчас нас усиленно готовят к Евро-2012, а тогда тоже учили английский язык, правила оказания первой помощи, этикет.
Обширный материал по воспитаннице Дворца спорта «Динамо» Лилии Подкопаевой. Сама чемпионка в музее не была, но ее мама передала грамоты и фото.
Андрей Кривцун. Фото автора.