Кальмиус сделали судоходным
Журналистка «Донбасса» поучаствовала в уникальном туристическом маршруте со сплавом по реке, который может стать «фишкой» нашей области.
Заповедные места - урочища Гречкино №1 и Гречкино №2 и природный заповедник «Кальмиусское» - встречают жарким запахом полыни и шалфея и чистой холодной водой из родника. От поселка Раздольное в Старобешевском районе отсюда рукой подать, однако зеленые склоны пустынны, а тишину разрушает лишь шуршание волн и щебетание пичужек в прибрежных кустах. Скалистые берега и глыбы-«дольмены» совсем не похожи на привычный донбасский ландшафт. Чтобы спасти эти места, экологи разработали проект, включающий в себя водный маршрут, и проект поселения на территории.
- Второго такого места в регионе просто нет, - утверждает руководитель областной федерации спортивного туризма Вячеслав Рудас. - Первый раз я попал сюда 20 лет назад, и с тех пор преодолевал маршрут от Раздольного до Гранитного по реке на байдарке или вдоль нее пешком.
Байдарки и юркие каяки - удовольствие для асов, поэтому мы решаем ближе познакомиться с природой, устроившись на катамаране вместе со студентами, которые на надувном «Кулике» преодолели не один порог.
Для сплава по речным порогам подойдет и катамаран, но знатоки утверждают, что байдарки все равно лучше!
- В нашей области всего две реки, где можно осуществлять сплав - это Кальмиус и Северский Донец, - рассказывают спортсмены. - Кальмиус каждый год - разный, в его течении что-то меняется. Огорчает то, что вода становится все грязнее, а рыбы - меньше, зато браконьеров с электроудочками мы встречаем постоянно. Туристов здесь практически нет. В Москве, например, бытует такое понятие, как река выходного дня: люди с утра сплавляются по водной артерии и к вечеру уже возвращаются домой, но в Донбассе это не практикуется...
Вырвавшись на волю из городов, спрятавшись за каменными обрывистыми берегами, Кальмиус показывает, что у него есть характер. На смену флегматичному течению, по которому дрейфует наше судно первые пару километров, заступают пороги и узкие «лазни» между островами и очеретом, куда приходится втискиваться на плавсредстве, рискуя с хрустом застрять в камышах или сесть на камень.
Местные обитатели - стрекозы, кузнечики и пауки, однако, человека не боятся и норовят примоститься на катамаран или тех, кто находится на его борту. С берега бесшумно взлетает большая цапля, вторая, стоя на огромных валунах, сверху взирает на людскую суету посреди реки.
Последний порог, самый большой, через который с шумом переваливается катамаран, - и взору открывается каменистая местность, напоминающая внеземной ландшафт. Увы, но эта красота способна взволновать не всех.
- Прямо рядом с охраняемой территорией дельцы начали разработку недр - в погоне за наживой организовали гранитный карьер, - рассказывает руководитель организации «До чистих джерел», которая занимается возрождением Кальмиуса, Владимир Журавлев. - А новый заповедник «Кальмиусское», относящийся к Хомутовской степи, получил свой статус, но не получил финансирования до сих пор. За порядком здесь следят два человека, и, учитывая мизерную зарплату, можно назвать их энтузиастами.
Пока туристы наведываются сюда «нелегалами», оставляя после себя в заповедной зоне груды мусора. По свидетельству местных, здесь поработали и мародеры - пошерстили курганы и украли скифскую бабу, сотни лет простоявшую в степи. На сельских улицах, ведущих к долине, все больше заброшенных домов. Их хозяева покидают этот край, переселяясь в города и в мир иной из местности, которую окружают разрушенные остовы некогда успешных сельхозпредприятий.
Энтузиасты уже нашли инвестора, который готов вложить в эколого-туристический проект по возрождению Кальмиуса полтора миллиона евро, рассчитывая на то, что расходы окупят себя уже через пять лет, и сейчас дорабатывают свои предложения. По словам Вячеслава Рудаса, сюда входит и создание поселения, обитатели которого займутся проблемами заповедных территорий, к решению вопросов планируется привлекать и тех, кто населяет бассейн реки.
Евгения Мартынова. Фото автора.