Колония и церковь борются с духовным и экономическим кризисом

Садовник Михаил Османов «приручил» не только розы,  но и этих гордых птиц. Вот уж кому в неволе - раздолье!

Госдепартамент по вопросам исполнения наказаний и Украинская православная церковь заключили договор, призванный служить моральному возрождению заключенных. Возможности их дальнейшей совместной  работы обсуждались на недавнем семинаре, что проходил в Ждановской исправительной колонии №3. Также там состоялась презентация книги Алексея Богданова «Для Слова Божия нет уз». Еще одним добрым начинанием стало открытие рубрики «Тюремное служение» на сайте «Донбасс православный». Теперь здесь можно узнать все последние новости «с той стороны».

Порочный круг сможет разорвать любовь


Большое дело, начатое десятилетие назад, уже приносит свои плоды. Недаром  в своем обращении  правящий архиерей митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион призывал: «Необходимо сделать все для того, чтобы колонии были не местом унижения личности человека, а центром его реабилитации и душевного исцеления». Даже за колючей проволокой можно обрести надежду и силы для новой жизни, в которой нет места прошлым ошибкам.

Протоиерей Сергий Дворянов, благочинный Артемовского округа, настоятель храма Иконы Божьей Матери «Споручница грешных», выступая, с горечью заметил, что  нарастающее равнодушие людей друг к другу - первопричина преступления. Человек, чувствующий свою значимость для родных, вряд ли нарушит закон.

- Криминогенная ситуация в кризис остра, как никогда. Следственный изолятор переполнен заключенными, - говорит отец Сергий. - Корни этого - в том, что современный мир забыл заповеди и разрушил узы привязанности, семьи не воспитывают детей по Божьим законам, не выражают свою любовь друг к другу. Человек встает на путь преступления по недостатку любви. Наша задача - разрушить этот замкнутый круг и через веру в Бога научить оступившихся неизведанному ими чувству. Поверьте, количество правонарушений резко уменьшится!

Все участники семинара сошлись в одном: работу нужно продолжать, но одного церковного попечения явно недостаточно. Государство тоже должно принимать на себя ответственность, особенно  по социальной адаптации экс-заключенных после выхода на волю. Многим негде жить, не к кому возвращаться, а трудоустроиться  сложно даже с «чистым» паспортом. Результат - возвращение к старому промыслу.

Поэтому и была выдвинута идея создания реабилитационных центров при храмах области, которые могли бы приютить и обеспечить работой бывших зэков. В любом случае эти центры должны быть под надзором органов МВД. А так как на встрече присутствовал заместитель начальника департамента УГДУВИН Николай Ковальчук, то остается надеяться, что предложение не останется в тени.

Глава Ждановской исправительной колонии полковник Вячеслав Михайлов делится с  заместителем начальника УГДУВИН Николаем Ковальчуком планами по дальнейшему благоустройству.

Глава Ждановской исправительной колонии полковник Вячеслав Михайлов делится с  заместителем начальника УГДУВИН Николаем Ковальчуком планами по дальнейшему благоустройству.

Выручает подсобное хозяйство

После разговора с начальником Ждановской исправительной колонии №3 полковником Вячеславом Михайловым стало ясно, что учреждение держится уверенно и покоряться всяческим кризисам не собирается. Когда мы шли по закрытой территории, было ощущение, что все здесь опекается заботливой хозяйской рукой: дорожки вымощены плиткой, фасады облицованы диким камнем, а из вольеров выглядывают красавцы-павлины, цесарки и фазаны, распускают перья голуби. Ухоженные клумбы пестрят цветами. В этом саду есть еще и декоративный бассейн, правда, он сейчас на ремонте. В общем, складывалось впечатление, что ты не в тюрьме, а... на приморском курорте!

Выяснилось, что учреждение, хотя и государственное, должно зарабатывать деньги, выполняя производственный план и самостоятельно обеспечивая свои нужды. Благодаря тому, что в ЖИК №3 действует цех по производству напольной плитки и шлакоблоков, предприятие не боится остаться без финансирования. Пользуется спросом и продукция трех швейных мастерских: спецодежда, рабочие перчатки, а также шевроны, погоны и нашивки, которые осужденные делают с помощью компьютера.

- Мы выживаем за счет продажи плитки, кроме того, она идет и на наши нужды, а свои материалы - это существенная экономия средств. Есть даже возможность платить зарплату заключенным: деньги поступают на их расчетные счета, и в специальном магазине на территории они могут делать покупки в присутствии бухгалтера. У нас есть все товары первой необходимости, - говорит Вячеслав Александрович. - Также в учреждении построена теплица, где мы выращиваем овощи и зелень для стола заключенных, а в птичнике  - полный «комплект» гусей, уток и кур.

В тени деревьев я заметила пять ульев. Мед, по заверениям сотрудников, предназначен заключенным. Да и свинарник тоже не пустует. Так что провиантом здесь обеспечены.

Но все-таки в первую очередь Ждановская исправительная колония №3 - не просто зарешеченная территория, а лечебное учреждение, где осужденные проходят противотуберкулезную терапию. Серьезность этой болезни нельзя недооценивать, по-этому больница и клинико-диагностическая лаборатория здесь оборудованы по последним требованиям ВОЗ. Есть даже электронный микроскоп! Попасть сюда - значит получить надежду на выздоровление, ведь каждому из заключенных назначают сугубо индивидуальное лечение, а медикаменты бесплатны.

Вдохновение подневольного садовода

С тех пор, как в прошлом году здесь построили храм Святого Пантелеймона, у больных появилась возможность еще и духовного исцеления. Как рассказал протоиерей Владимир Очеретяный, клирик храма Святых апостолов Петра и Павла (Харцызск), два года назад осужденные сами попросили благословения на постройку храма.

- Если честно, вначале я с сомнением отнесся к их энтузиазму. Дело в том, что строительство планировалось еще с 1997 года, но все время что-то мешало, словно Господь не благословлял, - рассказывает священнослужитель. - Однако место для фундамента освятили. Когда мы приехали через две недели, были потрясены -  котлован глубиной три метра уже готов! Храм вырос чуть больше чем за год за счет средств осужденных, бывших и настоящих. А когда в нем шла первая служба, ребята плакали, причем я могу сказать точно: абсолютно искренне. И я сам, находясь внутри, ощущаю некую благодать, будто нахожусь не в колонии, а в монастыре. Храм действительно преображает людей, делает их намного чище. Я вижу это на примере моих освободившихся прихожан: один недавно звонил - родилась дочка, второй радовался, что окончательно «завязал» со спиртным, а третий собрался принять монашеский постриг…

Многие заключенные крестились за решеткой, а некоторым вера и раскаяние помогли обрести себя. Например, Эдуард Черняков открыл в себе талант к живописи, мало того, многие иконы Свято-Пантелеймонов-ского храма написаны им. Одухотворенные лица святых строго, но  с бесконечным пониманием смотрят на тебя со стен, готовые подарить желанное утешение в печалях.

Отец Владимир Очеретяный рассказал, что все иконы Свято-Пантелеймоновского храма написаны осужденными.

Отец Владимир Очеретяный рассказал, что все иконы Свято-Пантелеймоновского храма написаны осужденными.

Михаил Османов тоже нашел свое призвание. Оно оказалось совсем близко - на клумбах с розами. Впрочем, и все остальные красоты местного сада, похожего на курорт, созданы им. Михаил говорит, что не учился тонкостям садоводства, просто вспомнил уроки отца, а остальное подсказала интуиция. За семь с половиной лет благоухающие клумбы превратились в гордость колонии.

- У меня в теплице почти 400 черенков роз! - увлеченно рассказывал цветовод. - Это мой любимый цветок, и я им займу всё свободное пространство.  

Выяснилось, что начальник ЖИК №3 Вячеслав Александрович Михайлов неравнодушен  к красоте, поэтому подневольному садоводу постоянно выписывают какие-то новинки по каталогам «Интерфлоры» и спонсируют дальнейшее озеленение.

После освобождения Михаил собирается зарабатывать на жизнь своим увлечением. Судя по цветущему виду здешних насаждений, ему это удастся!

В раскаянии важна искренность


В то, что бывшие преступники способны на чистосердечное покаяние, верят далеко не все. «Притворяются, чтобы обзавестись репутацией богомольцев и получить условно-досрочное освобождение. А потом снова за старое возьмутся!» - заявил один из представителей внутренней службы, пожелавший остаться неизвестным. Тем не менее, даже этот категоричный сотрудник признал, что те из осужденных, которые регулярно ходят на службы, меньше склонны к насилию, да и к мелким нарушениям тюремной дисциплины тоже.

На мой вопрос, проводится ли наблюдение за дальнейшей судьбой освободившихся заключенных, заместитель начальника управления по социально-психологической работе ГДУВИН в Донецкой области подполковник Александр Кирпиченко ответил положительно:

- Такой мониторинг ведется, и он довольно ободряющий. Всего в Донецкой области церкви посещают около 1200 осужденных (13% от общего количества). Но, к сожалению, приблизительно десять процентов освобожденных вскоре возвращаются в привычную среду, а потом снова за решетку.


Мария Титова. Фото автора.
Читайте также: