Горловка обзавелась генпланом
Проект развития города до 2031 года сулит существенные сдвиги в инфраструктуре
В последние годы в Горловку наведывалось шесть инвесторов по строительству жилья из Донецка, Днепропетровска и Киева. Однако они споткнулись об отсутствие генерального плана развития города с четко обозначенными площадками под новые кварталы и благоразумно дали задний ход. Ни одна уважающая себя компания, ни государство не спешат рисковать, вкладывая средства там, где вилами по воде писано. В начале века 458 городов Украины, выполнив прежние, еще советские, планы, остались, по сути, без четкого видения перспективы, и только 40 приступили к работе над новыми проектами. Среди них и Горловка.
Все начинается с дороги
Профессиональный взгляд в будущее - удовольствие не из дешевых. Согласно решениям сессий горсовета, из местного бюджета поэтапно выделили в общей сложности порядка 1,5 миллиона гривен для осуществления мечты-идеи. Украинский государственный научно-исследовательский институт проектирования городов «Дніпромісто», Институт демографии и социальных исследований НАН Украины и ГНИПИ «Донецкий Промстройпроект», методично осваивая деньги, в итоге представили заказчику проект генерального плана развития города до 2031 года. Это - серьезный труд, затрагивающий практически все сферы жизни крупного промышленного центра, и в то же время он, конечно, не догма.
Положа руку на сердце, кто из маститых проектантов мог, к примеру, предвидеть существование действующих ныне сетей супермаркетов?! Те же корифеи, прокладывая на ватмане магистрали, даже теоретически не могли предположить, что они морально и физически устареют к 2000 году. Горловка - крупный транспортный узел, пропускающий через центральные улицы огромный поток автомобилей. Интенсивность движения по транзитным магистралям превышает 50 тысяч машин в сутки, причем, по оценкам ГАИ, более 60 процентов - это иногородний транспорт.
- Проектанты удивились, что центр изрезан перегруженными дорогами областного и государственного значения. С таким они не встречались нигде. А мы на себе ощущаем катастрофическое разрушение асфальтового покрытия, больную экологию, напряженную дорожно-транспортную обстановку, а на отдельных участках уже имеем пробки. Это все плоды проезжей части шириной 15 метров. Она была заложена полвека назад, а сейчас ее надо довести хотя бы до 22, - сказал мэр Иван Сахарчук. - Основная задача - сбалансировать магистральную сеть города, оптимизировать связь между центром и окраинами, проложить новые дороги и реконструировать существующие, сделав их движение односторонним. Проектировщики заложили и внутреннее транспортное кольцо, соединяющее все районы, и объездную 23-километровую дорогу. Уверенность в ее строительстве дает проведение «Евро-2012». Вблизи города пройдет также часть всеукраинского транспортного коридора Европа-Азия, что выведет за городскую черту свыше 30 тысяч машин и сделает эту магистраль привлекательной для бизнеса.
Задачка для бизнесменов
В заполненном большом сессионном зале местные власти разным аудиториям представляли генплан. Его презентация продолжится в трудовых коллективах, а мне показалось, что присутствие журналиста наиболее продуктивно в среде бизнесменов и предпринимателей, которые способны в кратчайшие сроки менять лица городов до неузнаваемости. Для реализации долгосрочного проекта отцам города необходимы единомышленники в громаде. Без обратной связи с ними самые распрекрасные идеи нежизнеспособны. Зато наличие генплана снижает политические риски и позволяет развивать бизнес, не оглядываясь, куда ветер дует. Инвестиционный капитал чрезвычайно мобилен и для размещения своих активов выбирает наиболее выгодные географические точки. Горловчанам, бесспорно, хочется, чтобы их малая родина выглядела максимально привлекательно для масштабного вложения средств. Но и скепсиса у них тоже хватает. Действующие водопроводно-канализационные сети не обеспечат жизнеспособность объектов будущего. А ведь предусмотрено выделить под новые микрорайоны многоэтажной и коттеджной застройки шесть участков, что позволит за 20 лет улучшить жилищные условия более чем 30 тысячам человек. Это, естественно, подразумевает рост выпуска строительных материалов и широкую занятость населения.
- Наши терриконы содержат всю таблицу Менделеева. Их исследование и переработка дадут отличное сырье для строительной индустрии, а также позволят открывать технопарки, где благодаря прогрессивным технологиям будут расправляться с породными отвалами, - прогнозирует Иван Сахарчук. - А на месте самого известного и неудобно расположенного террикона бывшей шахты «Кочегарка» откроется музей истории края и развития промышленности.
Слушаешь - радуешься и невольно вспоминаешь, к примеру, безрезультатные посулы переселить областной художественный музей в новое здание. Разговоров много - толку чуть. Мы все еще нацелены на оптимизацию системы здравоохранения, а точнее - сокращение лечебных учреждений, а в планах - рождение трех поликлиник и стационара. Всем известно, что одна из примет комфортного будущего - это совмещение на одной площадке предприятий торговли, индустрии развлечений и спорта. Они просматриваются четко, вплоть до открытия вегетарианских кафе и чайных залов. Но одно дело чертежи, а другое взгляд на вкусную перспективу нынешних мастеров общественного питания. Эти люди любые новшества пропускают через свой практический опыт и личный капитал. Поэтому наиболее думающие из них предложили создать рабочие группы по конкретным направлениям бизнеса, в которые обязательно включить предпринимателей с идеями и средствами. Они-то и помогут детальной планировке города и наполнению грандиозного генплана конкретными объектами, которые действительно будут востребованы обществом, а не только отвечать профессиональным амбициям проектантов.
Ирина Коженцова. Фото автора.