Бывало, и пластмасса на касках вскипала

Денис Мотов: «В огне, конечно, бывает страшно. Но ведь мы - спасатели!».

Оперативный отдел ГУ МЧС в Донецкой области, которым руководит Денис Мотов, занимается тушением наиболее опасных пожаров, ликвидацией последствий самых сложных аварий и ЧП не только в нашем регионе, но и за его пределами. С Денисом Владимировичем, награжденным министерским знаком отличия «Лучший работник пожарной охраны МЧС», мы беседовали накануне его профессионального праздника - Дня спасателя, который отмечается сегодня - 17 сетября.

Укротили огненный ветер


- Лето выдалось невыносимо жарким. И, насколько я знаю, спасателей Донецкой области задействовали для борьбы с огнем в других регионах. Как удалось справляться, ведь и «домашних» забот хватало?

- Да, мы отправляли помощь и в Днепропетровскую, и в Луганскую области, где бушевали лесные пожары. Зам. начальника ГУ МЧС подполковник службы гражданской защиты Александр Мигрин, руководивший действиями наших подразделений на Луганщине, получил медаль «За безупречную службу» III степени. Еще мы создали сводный отряд в составе четырех автоцистерн повышенной проходимости и 18 человек личного состава, готовый в любой момент двинуться в Россию, которая тоже очень страдала от огня. Но нас не привлекали. При этом защиту своего края не ослабили: люди переводились на другой график дежурства, вступала в действие резервная техника. Работали не покладая рук: по сравнению с прошлым годом у нас примерно в десять раз увеличилось количество выездов - до 100-150.

- Из местных лесных пожаров какой запомнился?


- В Славянском районе, где огонь уничтожил более трех гектаров хвойного леса. Он был крайне опасный, верховой - будто огненный ветер мчал по деревьям. Очень быстро распространялся в сторону Харьковской области. Но мы смогли с ним справиться.

Вынес из квартиры двоих ребятишек

- После того как спасете чью-то жизнь, обуздаете огонь, разберете завал - чувствуете себя героями?

- Если честно, зачастую случаев героизма, за которые потом получаем награды, даже не замечаем. Это просто наша работа. Тяжелая, но ведь сюда идут по велению сердца. Вес предназначенного для работы в задымленном помещении аппарата АСВ-2 - 15 кг. А в них порой приходится работать часами! Рукав с самым малым диаметром, наполненный водой, тянет на 50 кг. Когда происходит передислокация, тащим это всё вручную... И пластмасса на касках вскипала от температуры, и шлем-маски плавились. Привыкнуть к такому помогают тренировки, опыт и поддержка товарищей.

- Среди тех, кто в этом году отмечен правительственной наградой, - сержант службы гражданской защиты Александр Нечволода. За что именно ему вручили орден «За мужество» III степени?


- За высокопрофессиональное выполнение служебных обязанностей, в частности, при тушении лесного пожара в Луганской области. Но есть случаи, когда наши спасатели в свободное от службы время оказывали помощь людям. Так, старший водитель 69-й самостоятельной государственной пожарной части Краснолиманского райотдела ГУ МЧС в Донецкой области прапорщик службы гражданской защиты Алексей Диденко, возвращаясь с дежурства, увидел дым в окне четвертого этажа. Вызвав спасателей, он до их приезда успел вынести из охваченной огнем квартиры двоих ребятишек, мама которых металась в шоковом состоянии по лестничной площадке.

- От чего спасаете, кроме огня?


- Приходим на помощь и в ДТП (вырезаем людей из салонов покореженных машин; часто от быстроты, с которой спасатели могут извлечь пострадавших из этого капкана, зависит жизнь), и на воде (уже первого января артемовским оперативникам пришлось выручать провалившегося под лед гражданина). Наши сотрудники привлекались для ликвидации последствия взрыва в луганской горбольнице №7. Когда работали по разбору завалов, была найдена и спасена женщина.

Битва у химзавода


Наряду с пожарами в ночных клубах «Вирус» и «Шоколад», одним из самых резонансных огненных ЧП года стало возгорание вблизи Донецкого казенного завода химических изделий.

- Сообщение о пожаре поступило к нам первого сентября приблизительно в 10.20, - рассказывает Денис Мотов. - Он начался за территорией завода, но сильный ветер гнал огонь прямо на склады. Горела сухая трава, а также деревянные ящики. Огонь распространялся очень быстро. Остановить его нужно было любой ценой. Среди прочих ребят в этом участвовали и я с дежурной сменой.

Личный состав и техника привлекались со всей области. На битву с огнем, длина фронта которого составляла свыше трех км, вышли свыше 250 человек, 30 пожарных автоцистерн, два аварийно-спасательных автомобиля, две пожарно-насосные станции, восемь автоцистерн коммунальных предприятий, два вертолета. Благодаря слаженным действиям всех спасателей удалось избежать значительно более серьезных последствий.

- Даже после того, как со всем справились, в течение двух-трех дней там дежурили наши ребята, чтобы проливать периодически возникающие очаги возгорания, - продолжает глава оперативников. - Появившиеся в прессе рассказы ребят из пожарной охраны аэропорта о том, что Донецк мог стать «химическим Чернобылем», считаю явным преувеличением.

По факту этого ЧП прокуратура Куйбышевского района облцентра возбудила уголовное дело по ст. 367 ч. 1 «Халатность». Оперативно-следственная группа, в которую вошли опытные сотрудники прокуратуры и милиции, занята установлением причин пожара.

Ольга Николаева. Фото автора.


Шарабан вышел на боевое дежурство

В старобешевском селе Раздольное реанимировали добровольную пожарную дружину

Пострадали тысячи гектаров

«Красный петух» основательно погулял землями южных районов области. Но больше всех, на мой взгляд, досталось старобешевцам. Это, в частности, подтвердил начальник сторожевой службы Раздольненского хлебоприемного предприятия Иван Сарбей, по совместительству возглавляющий местную пожарную команду.

- В окрестностях, - рассказывает Иван Павлович, - сгорело не менее пятисот гектаров пастбищ и стерни. Но ведь ущерб мог оказаться более значительным, если  бы не наши ребята. Прошлым летом мы восемь раз выезжали на тушение пожаров. Как правило, справлялись с ними до приезда профессиональных коллег из райцентра. Кроме того, не дали сгореть дотла двум жилым строениям в Раздольном.

В старобешевском селе Раздольное реанимировали добровольную пожарную дружину

Сельская пожарная дружина выполняет вводную.

О сельских  добровольцах весьма похвально отозвались начальник караула Старобешевской пожарной части Игорь Королев и водитель Владимир Узунов. Сами же они потеряли точный счет выездам по тревоге:

- Пострадали тысячи гектаров, - признался Игорь. - Не успеем справиться с одним очагом возгорания, как поступает сообщение с другого конца района.

Добровольцы охраняют закрома

В эпоху развитого социализма каждый колхоз или совхоз имел собственный пожарный автомобиль и свою дружину, очаги возгораний ликвидировались еще в зародыше, а площадь выжженных пастбищ измерялась от силы несколькими гектарами.

Начавшееся с развалом Союза разграбление сельхозпредприятий в первую очередь ударило по вспомогательным службам села, в том числе -  добровольным дружинам огнеборцев. Их вывели из штатного расписания, а куда подевались пожарные автомобили, выяснить не удалось. Скорее всего, они вместе с сельхозинвентарем оказались на пунктах скупки металлолома.

Раздольненское хлебоприемное предприятие в этом смысле является исключением из общего правила. Его добровольная дружина оберегает от огня десятки тысяч тонн зерна, оборудование и имущество.

Пожар устроил проверяющий


Сопровождавший журналистов представитель главного управления МЧС Украины в Донецкой области Николай Ранга дает вводную подчиненным Ивана Сарбея:

- Горит трава вон возле того забора. Ваши  действия?..

Избежавший мартеновских печей шарабан давно отслужил все мыслимые сроки,  брезентовые робы дружинников выцвели до колера осенней травы, ветхий шланг слегка фонтанирует в неположенных местах, однако техника и  люди прибывают в указанный квадрат за минуту с четвертью и приступают к локализации «очага возгорания».

- На боевом дежурстве находимся круглосуточно, - объясняет Иван Павлович, взявший на  себя роль стволового. - По тревоге сторож поста номер два подменяет на посту номер один напарника, который является водителем первого класса. Он же оповещает меня по телефону. А  до моего дома от силы  двести метров.

- Отбой!- командует проверяющий. - Условный пожар ликвидирован.

- Прошлым летом мы научились не хуже управляться и с настоящими пожарами,- заключает главный дружинник села Раздольное и снимает с седой головы каску образца середины прошлого столетия.

Экстрим знойного лета

По словам Николая Ранги,  в Донецкой области  ежегодно возникает более тысячи пожаров (имеются в виду сельские районы). Общие убытки растут и за последние годы превысили пять миллионов гривен. При  этом каждый год гибнут люди. Одним из факторов,  которые усугубляют и без того  трагическую ситуацию, является время,  которое профессиональные пожарные тратят на дорогу.

И действительно,  для того  чтобы  добраться от Старобешево  до Солнцево или другого села глубинки, надо потратить около часа. Следует ли напоминать, что этого времени достаточно,  чтобы огонь охватил десятки гектаров угодий или дотла уничтожил целую улицу. Поэтому руководство района обеими руками поддержало постановление Кабмина о создании подразделений местной пожарной охраны.  Но поддержать - это одно, а вот как реализовать постановление без ущерба  для скудного бюджета - дело другое.

- К сожалению, - комментирует первый зам. главы Старобешевской госадминистрации Геннадий Гончаров, - финансовые возможности района крайне ограничены. Однако мы нашли возможность выделить на содержание раздольненской дружины пятьдесят тысяч гривен.

Впрочем, подчиненные Ивана Сарбея погоды в районе не сделают. Следовательно, аграриям имеет прямой смысл заняться реанимацией местных пожарных дружин, не дожидаясь помощи от государства. Ведь кривая роста пожаров неуклонно ползет вверх. Так, в прошлом году на территории Старобешевского района произошло 56 возгораний, а в нынешнем зафиксировано более ста.

Юрий Хоба. Фото автора.


Читайте также: