Зима в Донбассе будет... солёной

Директор коммунального предприятия «Снежноегорспецтранс» Виктор Ященко и тракторист Валерий Ищенко утверждают, что с шефской помощью они перевернут любые снежные горы.

За неделю до наступления самого сурового времени года корреспонденты «Донбасса» выяснили, смогут ли коммунальные службы различных городов области справиться с гололедом и масштабными снежными заторами

Нам всем еще памятна «прелесть» разгула стихии в прошлый снежно-гололедный сезон. Транспортное сообщение на многих дорогах было парализовано. Тысячи жителей пешком по нескольку часов добирались на работу и домой. Колоссальная нагрузка легла на плечи коммунальщиков, которые отчаянно противостояли природному катаклизму. Но, как оказалось, были недостаточно «боеспособными». Что же изменилось за год?

Донецк

Купили МАЗы с немецкой начинкой

Столица края встречает зиму во всеоружии. Улицы Донецка (а это 677 км дорог!) будут обслуживать 94 снегоуборочных автомобиля. Еще 14 самосвалов готовы вывозить снег. Вступит в бой и новая техника.


- Закуплено десять МАЗов с немецким оборудованием. Там имеется компьютерная диагностика, которая позволяет планомерно распределять посыпочный материал по всей плоскости дороги, - сообщил «Донбассу» начальник коммунального предприятия «Дорожно-ремонтное стройуправление» Сергей Скиданов. - За последние восемь лет ни одна машина парка нашего КП не была списана. Мы только восстанавливаем и приобретаем новинки!

Посыпать улицы столицы традиционно будут солью.

- Не только у нас, но и в России и Европе ничего лучшего для противостояния гололеду не изобрели, - уверяет Сергей Семенович. - Года три назад в северо-западном округе Москвы решили поэкспериментировать и работать зимой с отходами мраморного производства, мельчайшими частицами. В итоге на сутки парализовали движение: сцепления с дорожным покрытием, которого ожидали, не произошло. Материал лег, загрязнил город, а эффект - нулевой.

Заместитель начальника управления по транспорту - начальник автохозяйства Юрий Ливый у новых машин на базе МАЗа, предназначенных для уборки свежевыпавшего снега и посыпки улиц противогололедным материалом.

Заместитель начальника управления по транспорту - начальник автохозяйства Юрий Ливый у новых машин на базе МАЗа, предназначенных для уборки свежевыпавшего снега и посыпки улиц противогололедным материалом.

В Донецке уже заготовили около шести тысяч тонн соли и восьми тысяч тонн граншлака. Их смесь и покроет наши дороги в зимнюю пору.

- Есть нормы, которые рассчитывали нагрузку соли, - объясняет Скиданов. - Мы же не бездумно ее сыплем лопатами, а от десяти граммов на один квадратный метр. Точность дозировки помогут соблюсти новые машины.

В каждом районе Донецка начнут работать диспетчерские пункты, плюс три центральных, которые будут обрабатывать информацию, полученную из районов, и регулировать маршруты расчистки дорог от снега. Специально созданные бригады (187 человек) займутся очисткой остановок, тротуаров и площадей.

Ольга Николаева. Фото Ольги Кононенко.

Краматорск

Впервые - с повышенным содержанием соли

Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу автомобильного и электротранспорта, безопасность движения пешеходов зимой, специализированной службой города подготовлено 26 единиц тяжелой снегоуборочной и вспомогательной техники.


Уже с начала ноября на линейку готовности к работе в зимних условиях поставлены грейдеры, пескоструйные машины, снегоочистители, экскаваторы, погрузчики и бульдозеры. Новая техника не закупалась, поскольку, по словам местных властей, действующих спецмашин вполне хватает.

Заместитель мэра Краматорска Станислав Захаров и директор КП «СЕЗ» Юрий Портненко проверяют наличие уборочного инвентаря и средств малой механизации на складе службы.

Заместитель мэра Краматорска Станислав Захаров и директор КП «СЕЗ» Юрий Портненко проверяют наличие уборочного инвентаря и средств малой механизации на складе службы.

- Кроме этого, создан солидный запас солевой смеси, песка, шлака и реагентов для посыпки городских улиц и проезжей части автодорог, - заявил «Донбассу» заместитель мэра Станислав Захаров. - Впервые нами решено, что для более эффективной борьбы с гололедом не менее четверти от общих запасов песчано-солевой смеси будет заготовлено с повышенным содержанием технической соли.

Пользуясь теплой погодой, дорожники завершают ямочный ремонт внутриквартальных дорог (например, на улице Лазо), обновляют дорожную разметку, поменяли на новые ветхие дорожные знаки. «Все эти меры позволят обеспечить безопасность движения транспорта в зимнюю непогоду», - уверяет директор «УРСАС» Анатолий Павлов. 

Сергей Маринцев. Фото автора.

Горловка

Механизаторов обязали дежурить круглосуточно

В декабре прошлого года, когда снегопады парализовали город на несколько суток, мэрии изрядно досталось от громады за нерасторопность при ликвидации  заносов и нерадивое отношение коммунальных служб к своим прямым обязанностям. Причиной этому, считали руководители, стало отсутствие в достаточном количестве специальных механизмов для расчистки дорог.


Как результат, у горисполкома родилось большое желание на уровне области участвовать в гранте на приобретение уборочной техники класса «Мерседес» круглогодичной эксплуатации. Летом бы она мыла и пылесосила асфальт, а зимой очищала его от снега и наледи. Как писал «Донбасс», Горловка прошла все бумажные этапы к реализации мечты - но, увы. Радужным планам не суждено было осуществиться. А собственными средствами на покупку, к примеру, нового грейдера, который стоит полтора миллиона гривен, местный бюджет не располагает. Поэтому, не считая одного дополнительного погрузчика, в целом пяти специализированным предприятиям и горловчанам вместе с ними придется рассчитывать на прежний технический арсенал из девяти грейдеров, трех МАЗов с косым отвалом, двух тракторов и 13  погрузчиков. Со шлако-солевой смесью для посыпки проезжей и пешеходной части улиц проблем тоже не предвидится. Кое-что осталось с прошлого сезона, немного подкупили - и необходимые 4,5 тысячи тонн материала уже есть в наличии.

- С учетом прошлых ошибок с 3 декабря, когда, по прогнозам, ожидаются уже зимние осадки, вводим круглосуточные дежурства механизаторов. Тогда по первому звонку их в любой момент сможем поставить «в ружье» и включить в работу по расчистке основных магистралей и ходу следования общественного транспорта. Чтобы своевременно выйти на улицы, постепенно резервируем ГСМ, и это позволит не держать спецтехнику на голодном пайке, - уверен заместитель городского головы по жилищно-коммунальному хозяйству Анатолий Копылов. - А в экстремальных ситуациях для расчистки частного сектора, маршрутов машин «скорой помощи» и доставки хлеба будем привлекать спецтехнику промышленных предприятий. С ними уже заключены договоры, закреплены участки города.

Ирина Коженцова.

Доброполье

Новая техника доберется к 10 декабря

Ставить эксперименты с применением антигололедных реагентов в Доброполье не намерены. В этом уверил «Донбасс» начальник отдела коммунального хозяйства городского совета Юрий Скопинцев.


- И не из-за стремления сэкономить на этой статье затрат, - поясняет Юрий Егорович. - Нет химии - дороги крепче. Зимой мы привыкли использовать шлак из угольных котельных без ограничений, потому что убедились - полотно после такой обработки не разрушается на глазах. За сезон уходит ориентировочно до 300 тонн, всё зависит от степени заносов и частоты гололеда. Весной разобраться с такой «посыпкой» очень просто: пара субботников - и дороги не только чистехонькие, но и без развалов.

В прежние годы их посыпали с самосвалов. Сейчас же для достижения лучшего результата очистки выкупили у расформированного коммунального предприятия КамАЗ и приобрели для него специальное навесное оборудование: с передним отвалом, пескоразбрасывателем и центральной щеткой. На Кременчугском заводе, выигравшем тендер, соберут новый вариант техники, который уже 10 декабря сможет выйти на трассы города. Плюс - в полной готовности стоят два бульдозера. Так что к снегопаду готовы...

Елена Карпенко.

Мариуполь


Ассенизаторская новинка жаждет снега

Готовность снегоуборочной техники и соответствующих служб к зимним капризам погоды проверена специальной комиссией, в которую вошли представители горсовета, управления МЧС и госавтоинспекции.


Как рассказал директор коммунального предприятия «Зеленстрой» Михаил Котула, на балансе находятся 12 автомобилей, предназначенных для уборки снега, а еще 30 машин для этих целей выделят предприятия города. «Но даже этого количества техники недостаточно для того, чтобы за четыре часа очистить от снега все наши дороги, - отметил он. - Только у 12-ти МАЗов есть пескоразбрызгиватели, а в идеале таких машин должно быть 28».

Дефицита песчано-солевой смеси, которой будут посыпать дороги при снегопадах и гололедах, не предвидится. «В прошлом году на посыпку дорог ушло 2250 тонн песчано-солевой смеси. Город уже приобрел 700 тонн соли и 1000 тонн песка, а еще 250 тонн смеси осталось с прошлой зимы, - сказал Котула. - На склад «Зеленстроя» песок и соль завозят ежедневно, там же и изготавливают смесь».

Расчисткой придомовых территорий от снега займутся 17 жилищных предприятий. «Для них заготовлен посыпочный материал в объеме 445 кубометров, это 111% от необходимого. К оставшемуся с прошлой зимы завезли новый отсев определенной фракции, к которому в гололедицу домешивается соль», - разъяснила Елена Папулова, заместитель начальника управления жилищного хозяйства горсовета.

Если же снег начнет стремительно таять, то в борьбе с подтоплениями будет задействована новенькая ассенизаторская машина, приобретенная предприятием «Коммунальник» за 419 тысяч гривен из средств городского бюджета. Как рассказала его директор Юлия Симоненко, предприятие готовится принять на баланс и два новых самосвала МАЗ, на покупку которых город выделил полмиллиона гривен.   

Виктор Тачинский.

Артемовск

Субаренда против катаклизмов

Руководитель «Артемовского комбината коммунальных предприятий» Владимир Лазутин утверждает, что рабочее состояние снегоуборочных машин удалось обеспечить благодаря работникам предприятия, которые буквально собирали их по винтику. 


Всего в активе коммунальщиков восемь единиц спецтехники - от трактора до автогрейдера. В обычных погодных условиях зимы такого количества техники достаточно, чтобы дороги и тротуары города содержались в нормальном состоянии. Но в прошлом году Артемовск оказался в транспортном коллапсе - пришлось в срочном порядке заключать договора на аренду техники с местными предприятиями. Теперь же об этом позаботились заблаговременно: уже существует договоренность почти со всеми заводами города о субаренде техники в случае природных катаклизмов.

Владимир Лазутин демонстрирует свой не новый, но рабочий автопарк.

Владимир Лазутин демонстрирует свой не новый, но рабочий автопарк.

Однако, по словам городского головы Алексея Ревы, стоит рассмотреть и другие варианты решения проблемы: так, услуги по предоставлению современной техники в лизинг активно предлагает предприятие «Ремондис».

А вот обувь пешеходов и покрышки автомобилей в этом году традиционно будут страдать от посыпочных материалов, призванных спасти улицы от обледенения. Золосолевая смесь заготовлена в количестве 850 тонн. И хотя в ее состав входит всего десять процентов соли, разъедающие качества этого продукта обязательно проявятся при использовании. «Новые реагенты не покупали, экономическая составляющая проблемы на первом месте. Нас устраивает цена смеси в 62 гривны за тонну», - объяснил свой выбор Лазутин.

Елизавета Гончарова. Фото автора.

Макеевка

Создана группа оперативников

Местные дороги будет покрывать смесь граносева с солью.

Всего на ликвидацию снежных заносов и гололеда город выделил 679 тысяч гривен. Ничего нового не покупали, но на очистку главных магистралей техники вполне хватит.

- У коммунальных предприятий Макеевки есть 40 снего-уборочных машин, - рассказал замначальника управления местного ЖКХ Сергей Коренев. - Среди них агрегаты для расчистки заносов и посыпания оледеневших улиц. Отдаленные районы тоже не оставим без внимания. Городским головой уже дано распоряжение райадминистрациям о предоставлении дополнительной силы для очистки дорог и железнодорожных путей. Создана специальная группа оперативного реагирования. К ее помощи будем прибегать лишь в случае такой же суровой и снежной зимы, как минувшая.

С 20 ноября специалисты коммунальных предприятий ведут круглосуточное дежурство на случай непредвиденных погодных условий.

Помочь городу готовы и крупные предприятия, у которых есть в арсенале своя очистная техника. В их числе «Макеев-уголь», «Макеевкокс», ЯКХЗ, а также ремонтно-строительные организации.

Марина Самара.


Константиновка

Советские агрегаты просятся «на пенсию»

В дорожных службах уже организовано круглосуточное дежурство снегоуборочных машин. На днях победитель тендера - краматорское специализированное предприятие - завезет 300 тонн соляно-песчаной смеси и выставит технику на линейку готовности на бывшем конном дворе.


- Обслуживаемая площадь немалая, - сообщил «Донбассу» начальник управления ЖКХ Дмитрий Завазин. - Но у нас по условиям договора будет достаточно людей и техники для первоочередной обработки аварийноопасных участков, остановок, перекрестков и основных дорог города.

А вот со своей техникой дело сложнее. На балансе профильного предприятия «Коммунтранс» числится несколько спецмашин для содержания улично-дорожной сети.

- Это меньше, чем требуется по нормативу, да и многим из имеющихся агрегатов пора на заслуженный отдых: они были выпущены еще в советское время, - рассказал «Донбассу» директор предприятия Виктор Дилин.

Сергей Маринцев.

Снежное

Коммунальщики мечтают о бульдозерах

КП «Снежноегорспецтранс» уже готово принять зимние метели и гололедицы.


На линейке «боеспособности» выстроились три КДМки, как называет директор предприятия Виктор Ященко комбинированные дорожные машины, которые выполняют много работ. В частности, сгребают снег. Края металлических ковшей выровнены, обиты новой резиной. Прошлогодняя зима задала жару снегоуборочной технике - разгребая торосы, машины погнули эти детали.

Трактор и бульдозер тоже ждут снеговых трудодней. Хотя, мечтает Виктор Петрович, Снежному надо бы приобрести еще пару бульдозеров. Город не случайно имеет зимнее имя - заносов в балках и на кряжах бывает столько, что без шефской помощи не обойтись. Но четыреста тысяч даже на один бульдозер где-то надо еще найти, в бюджете таких «лишних» денег нет.

Заслон непогоде подготовлен также в виде подремонтированной техники и запасов угольного шлака, в народе - жужелицы. Ее бесплатно берут на угольных котельных, на техдворе предприятия тонн сто уже ждут зиму, но еще тонн четыреста не помешали бы. Повторно шлак использовать не приходится - после того, как весной его убирают с улиц, он слеживается комками, так что всё вывозится на свалку.

На подходе вагон соли (он стоит сейчас 14 тысяч гривен), который при гололеде будут смешивать со шлаком для посыпки дорог. Ничего современного в Снежном не обещают, не с таким городским бюджетом думать о модерновых реагентах. Начальник отдела ГАИ Владимир Марченко рассказал, что готовность города уже проверена, есть акты, с которыми ознакомлены все службы, чтобы были устранены замечания. Но, в принципе, зима Снежное врасплох застать не должна. При непогоде главное - не ждать напоминаний, а в любое время суток, если будет необходимо, выводить технику на борьбу со снегом.

Валентина Постнова.

Енакиево

У каждого участка появился «шеф»

Для качественной подготовки спецтехники к зимней стихии решением сессии горсовета выделено 200 тысяч гривен на запчасти и ремонт подвижного состава коммунального предприятия «Сервис», а также на утепление его боксов. Сейчас эти средства уже освоены - и одиннадцать грейдеров, погрузчиков и бульдозеров готовы к борьбе со стихией.


Их возраст - от восьми лет, есть и такие, что выработали свой ресурс, но все без исключения в боеспособном состоянии. То же касается и парка ДРСУ. А если приплюсовать еще и техническую помощь промышленных предприятий, то в наиболее сложные моменты на снегоуборке, как и прежде, одновременно будут урчать 25 моторов.

- В минувшем сезоне даже самые острые ситуации городу удалось разрулить довольно оперативно, не доводя дело до повсеместных заторов и массовых претензий. Но прошлый опыт заставил строже подойти к закреплению конкретных участков дорог за профильными и «шефскими» предприятиями, чтобы ни один из них не остался бесхозным, - говорит начальник гор-управления ЖКХ Сергей Божик.

Накопленный опыт и многолетние расчеты говорят, что на зиму городу требуется три тысячи тонн гранулированного шлака и полторы тысячи - котельного, который используют по месту производства - в удаленных негазифицированных поселках. Поэтому изобретать велосипед и экспериментировать с новыми реагентами нет никакой необходимости, да и лишние средства в бюджете отсутствуют. В гололед заготовленную шлако-солевую смесь применят не только на основных магистралях, но и на внутриквартальных дорогах и тротуарах, где ее будут рассыпать работники жэков.

Ирина Коженцова.

Дружковка

В надежде на соседей

Так сложилось, что в городе нет своего специализированного дорожного предприятия, оснащенного тяжелой снегоуборочной техникой. Поэтому власти и коммунальщики привлекают силы и средства соседних городов - Краматорска и Константиновки.


- Практика последних лет свидетельствует: легких зим не бывает, они готовы внезапно преподнести нештатные ситуации, - поделился с «Донбассом» начальник управления ЖКХ Виктор Гейченко. - Но мы следим за прогнозом погоды, и в любой момент по первому звонку в рамках договоров наши партнеры приступят к расчистке заносов или устранению последствий гололеда.

В городе заготовлен уборочный инвентарь для рабочих, а также большой запас технической соли и фрикционных материалов. По словам Гейченко, дороги города усилиями ремонтной службы в летнюю жару вполне соответствуют нормативам, и к эксплуатации зимой готовы. На недавнем совещании власти отработали взаимодействие с предприятиями города по привлечению заводской спецтехники в случае сильных снежных заносов. Урок из минувших зим извлекли, поэтому к слаженной работе по борьбе со снегопадами и обледенением в городе готовы и промышленные предприятия, и коммунальные структуры.

Сергей Маринцев.

От редакции. Коммунальщики области сделали выводы по итогам прошлой зимы и, как уверяют наших корреспондентов повсеместно, теперь подготовились основательно.

А уж если где случится форс-мажор, дорогие читатели, сообщайте на «горячий телефон» «Донбасса» (095-2-555-333). Мы постараемся помочь вам справиться и с погодными катаклизмами.


Читайте также: