Грабители недр атакуют Снежное

Жители поселка у новой копанки.

Поселок Первомайский в Снежном содрогается от взрывов. Из-за подработок разваливаются жилые дома, а их хозяев запугивают нелегалы

Всплеск негодования взбудоражил поселок. Здесь уже пять лет, а особенно активно в последние два года, группа посельчан пытается добиться закрытия копанок, подступающих к их жилым домам и школе.

Хитрости хозяев шурфа


Здесь проводились и милицейские рейды, и сходы граждан. Ночью, по звонку встревоженных людей, бывший городской голова выезжал на нелегальную шахтенку в центре поселка, воочию убеждался: качает уголек шурф бывшей шахты №2. Ее после войны так и не восстанавливали, чтобы сохранить жилой массив: мощный пласт проходит под поселком.

Шуму было много, обещаний - еще больше. Но хозяева шурфа идут на хитрости, принося первомайцам немало горя.

Дом из-за подработок разваливается, хозяйка квартиры уже и не надеется ее восстановить.

Дом из-за подработок разваливается, хозяйка квартиры уже и не надеется ее восстановить.

Сейчас владелец построек вокруг старого ствола (склад, навес, ограда) пытается узаконить организацию на этом пятачке «лесопилки». В сентябре, как рассказала поселковый голова Наталья Иванченко, вокруг шурфа вырос красавец забор из оцинкованного железа. Никто землю, огороженную этой «китайской стеной», не брал в аренду. Предприниматель К. принес в поссовет… договор дарения от некоего дончанина Р.

Иванченко так и не смогла объяснить собкору «Донбасса», на каком основании вдруг появилось такое строение. Почему же К. не трогают? Понятно же, что за забором ведется добыча угля. Однако на якобы «частную» территорию без санкции прокурора или решения суда не войти. Но эти разрешения так подозрительно долго «выпрашивают»! за это время можно на шурфе и временное укрытие сделать, чтобы замылить глаза проверяющим, а потом всё раскурочить и продолжить добывать уголек.

А владельцы квартир плачут

Идущие на смену работяги, конечно, боятся. Но утверждают, что платят им тут больше, чем на государственных шахтах. Уголь пока не добывают, идет проходка…

В четырехстах метрах от шурфа стоит школа, ее директор Светлана Чубанова говорит, что педагоги переживают за судьбу здания, обращались к предыдущим владельцам шурфа, которые показывали им карты шахтных полей - мол, не тревожьтесь, выработка идет не в сторону школы.

- Мы бы хотели, чтобы всё это проверила независимая комиссия, - объясняет Светлана Чубанова. - Лет пять вокруг поселка идет добыча, мало ли, какими могут быть последствия.

А горемычный дом в центре поселка, стянутый швеллерами (около ста тысяч на это выделил город), разваливается. Некоторым семьям предоставили другое жилье, наиболее стойкие ждали чуда. Но… Плакали бюджетные деньги, плачут и владельцы квартир, надеявшиеся, что дом выдюжит.

«Мы не сдадимся этому беспределу!»

Второго декабря весь поселок содрогнулся от взрыва. Директор школы даже решила, что он был на поверхности земли: очень сильно ощущался. Но большинство людей утверждает, что, скорее всего, буровзрывным способом идет проходка в шахтенке за красивым забором. На том даже установлены видеокамеры. Висит и табличка: «Частная собственность. Охраняется собаками и законом». Равноценные «охранники»!

Переживают первомайцы за дома. Опасаются, что из-за копанок уйдет вода из каптажей и артезианских колодцев. От проседания почвы часто рвутся водоводы.

Жители поселка уверены, что этот забор скрывает нелегальную шахту.

Жители поселка уверены, что этот забор скрывает нелегальную шахту.

К новой «дырке» мы шли вдоль укрепленного на деревьях силового электрического кабеля. Откуда энергия, оплачивается ли она, РЭС обязан это выяснить. Комплекс стоит у кромки балки, а пласт ведет в поле к старому, забетонированному еще в советские времена шурфу. Грабители недр, очевидно, расковырять его не в силах, а, возможно, не хотят скандалов из-за земли сельхозпредназначения, под которой и будут добывать антрацит. Хотя ясно, что не боятся они ни прокуратуры, ни милиции. Если столько лет не уходят отсюда, выискивая новые способы добывать уголь - значит, считают, что «крышей» обзавелись надежной.

Да они и не скрывают этого: ходоки от нелегалов наведываются в дома активистов, к некоторым даже приходят на работу! Пугают тем, что у них покро-вители «высоко», местные право-охранители им не чета. А то и умилительно просят не мешать работать - мол, кушать всем хочется.

- Им заработать надо, а у нас нарастают проблемы с жильем, водой, напряжением в сети! - возмущаются жители. - Налоги они не платят, всюду циничная ложь. Но мы не сдадимся этому беспределу!

На днях был совершен поджог погрузки на новой копанке, так ее управляющие заподозрили в этом активистов и напрямую их расспрашивали.

А в три часа ночи минувшего воскресенья соседи тушили стожок соломы Натальи Омельченко, в окно которой два года назад уже бросали бутылку с зажигательной смесью. Наталья Петровна - одна из самых непримиримых в борьбе с нелегалами. Жители вызвали милицию. Чего еще ожидать от нелегалов? И защитят ли правоохранители жителей поселка?

Комментарии «Донбассу»

Городской голова Александр Доронин:

- Уже несколько лет в Первомайке эта ситуация, и за два месяца, что я руковожу городом, с этой проблемой еще до конца не разобрался. Исполком передал заявления жителей в прокуратуру: пусть по закону принимают меры. Кроме того, я приглашал на беседы начальника милиции и зама прокурора города, дал поручение всё досконально выяснить.

Прокурор города Игорь Белобаба:


- Все заявления и письма передали в милицию. Дело в том, что на частную территорию мы можем пройти только по решению суда. Нужно убедиться, правы ли люди в своих подозрениях, ведется ли там добыча.

Начальник милиции Юрий Чернуха:

- Суд, который должен дать милиции разрешение проверить, что происходит за частным забором предпринимателя К., должен был состояться в минувшую пятницу, но его перенесли на эту неделю. Я приглашу на проверку и поселкового голову, и общественность, и специалистов-угольщиков. Если шурф не забетонирован - естественно, примем меры, ликвидируем его. Заодно и новую копанку в балке.

Первомайский поселковый голова Наталья Иванченко:


- Лучшим вариантом была бы узаконенная работа частной шахты, а пока, судя по предоставленным документам, у шурфа бывшей шахты №2 предприниматель К. организует лесопилку. Сессия поссовета не давала ему в аренду землю, а только разрешила собирать документы-согласования на организацию производства. Но он должен представить все доказательства, что это будет именно то, что указано в документах. Иначе землю ему не выделим. Как появились строения и забор, не знаю, всё это было возведено, кажется, в сентябре, буквально за три дня. И тут же К. принес в поссовет договор дарения… Я не видела, чтобы туда на работу ходили шахтеры или вывозился уголь. А копанка в балке - это уже территория не поссовета, а городская. Город и должен принимать меры.


Валентина Постнова. Фото автора.
Читайте также: