Как власти Снежного школьную кашу расхлебывают
На сессии горсовета депутат Николай Матяш предложил разобраться с организацией питания в снежнянских школах. Он озвучил претензии родителей, которые недовольны и высокой ценой завтраков-обедов, и, конечно, вкусом блюд.
«Кормильца» заподозрили…
Матяш привел аргумент, который заставил зал загудеть:
- Накрутки в столовых невероятно высоки. Всякий ли купит сливочное масло более чем по сто гривен за килограмм? А для детей оно именно в такую цену обходится. Организует школьное питание частный предприниматель Садовый, он в городе монополист в этом бизнесе. Скорее всего, и на остальные продукты у него большие наценки. А ведь не все семьи могут доплачивать за питание к исполкомовским трем гривням в день еще пять. Те, кто «на продленке», еще больше раскошеливаются. Причем говорят, что заставляют питаться (и платить, естественно) всех в обязательном порядке!
Снежное выделяет на еду каждого ученика младших классов по три гривни (при этом льготную категорию вообще кормят бесплатно, а это около 150 человек). Еще пару лет назад этот городок «славился» тем, что мог из своего скудного бюджета выделить на питание только по полторы гривни (это была рекордная в области «минималка»)! Плюс две с половиной доплачивали родители. Но, как говорится, по одежке протягивали ножки. Потом, рассудив здраво, что на такие копейки можно разве что кашу по тарелке размазать и кусочек хлеба с чаем предложить, напряглись и вдвое увеличили исполкомовский взнос. Решением горсовета (это уточнила заместитель заведующего гороо Людмила Фоменко) предельную цену обязательного обеда определили в восемь гривен.
Повар Татьяна Чернец: «Котлеты и тефтели делаем из свежего куриного филе!»
Признаться, сразу после сессии, где депутаты не очень вникали в детали, но создали специальную комиссию для изучения проблемы, решила, что именно частный предприниматель Садовый установил эту сумму в восемь гривен, и именно она возмущала народных избранников. Ан нет, не в этом винят школьного «кормильца». Депутаты хотят установить, укладывается ли Садовый в эту сумму, не забирает ли лишку от нее на свои предпринимательские и личные расходы, можно ли на эти восемь гривен кормить деток лучше. В кризисное время немаловажен вопрос, рационально ли используется электроэнергия, которую, как уточнила председатель горкома профсоюза просвещенцев Нелли Галаган, оплачивает гороо. Почему, как кто-то высказался в сессионном зале, в школах вводят «кормежную обязаловку». Не в интересах ли предпринимателя?
Без изысков, лишь бы не на голодный желудок
Слово «общепит» всегда было полуругательным: без изысков там кормили. Котлеты и шницели из хлебного мякиша были главным «деликатесом» и студенческих, и рабочих столовок. Хорошо, если лука с чесночком в них, не скупясь, накрутят: хоть какой-то вкус! Конечно, школьные столовые - исключительное дело, там все-таки контроля было (и сейчас есть!) побольше, не приведи господи, массовое отравление…
Директор школы №1 Александра Маруценко, столовую которой решила посетить, рассказала, что уже в этом году их проверяли городская и областная санстанции, приходили даже сотрудники СБУ. Претензий особых не было, и письменных жалоб на плохое качество блюд или грубое обслуживание тоже не зафиксировано.
- Самому Садовому были замечания за большие наценки, но он, насколько нам известно, не превышал допустимых сорока процентов. В остальном… Посетите сами столовую, поговорите с детьми, - предложила директор. - Что касается «обязаловки» кормления, то еще при президентстве Кучмы нам довели до сведения распоряжение верхов о том, чтобы как можно больше деток охватывать горячим питанием, чтобы они не портили желудки, питаясь всухомятку. И я с этим требованием согласна, а вы - нет? Это же не принудиловка, а забота о них!
«Разносолы» на восемь гривен
О вкусе блюд Александра Петровна сказала (трудно с нею не согласиться), что столовская еда не нравится тем, у кого в семье на питании не экономят. Борщ, суп, пюре или гречневая каша с куриной котлетой или тефтелей, салат из капусты или свеклы… Да, не разносолы. Но какова цена, таков и обед.
Другое дело, насколько это досолено, проварено, помаслено… Девочка, уплетавшая пюре, например, пожаловалась, что оно часто бывает водянистым, а масла мало. Ее подружка ела только йогурт (его, как и выпечку, чай, можно купить в буфете). Жаловалась, что принципиально не ест тут: невкусно! Тарелку с пюре перевернешь кверху дном - оно не падает, значит, давно застыло. Почему не с пылу с жару обеденное блюдо? Влад и Сергей в один голос подметили: такой порции им мало. Они бы и двойную осилили за милую душу, но это денег стоит!
К своему стыду, я и не знала, что в школьной столовой в пюре молоко… не добавляют. Только 3,5 грамма масла на сто граммов картошки. Это рассказала технолог ЧП - Галина Зинковская, кстати оказавшаяся в школе. Отвергла она подозрения ребят, мол, котлеты «не пухнастые», может, потому, что из хлеба сделаны или вчерашние.
- У нас требования очень жесткие, - отметила она. - Для котлет берем только куриное филе, никакого фарша. На второй день ничего нельзя использовать, и к нам таких претензий от проверяющих не было! Разве что по наценкам, но давайте порассуждаем…
И стали мы прикидывать, сколько может стоить масло (а для детского питания нужно закупать только натурпродукт), если в его себестоимость включить транспортные расходы, зарплату сотрудникам. Словом, на ту устрашающую сотню с хвостиком и вышли. Филе покупают по 37 гривен, прибавьте 40% накрутки. Вот и получается, что котлета чуть ли не в два раза дороже, чем сырье, из которого она слеплена.
Насколько обоснованы такие наценки, выясняет депутатская комиссия. Внешне все выглядит вполне законно. Но постоянно тревожило: ковыряемся в копеечном меню, а нужно говорить о том, как наесться на восемь гривен. Особенно старшеклассникам...
Выход есть, но… из исторического реверса
Как заверили специалист гороо Сергей Заика и председатель тендерной комиссии Людмила Фоменко, оборудование в школьных столовых уже наполовину принадлежит предпринимателю. Ложились ли затраты на покупку новых печей, холодильников и прочего на себестоимость котлет и булочек? Нет, это исключено.
Город с конца восьмидесятых ничего для пищеблоков не закупал, все, что требовало замены, приобретал Садовый. Почему монопольно кормит учеников? Многие считают, что имей он конкурентов, минимизировал бы накрутки. Людмила Фоменко рассказала, что конкурс тот выиграл, потому что два других претендента (местные предприниматели и некие дончане) имели существенные недостатки даже в документации, а требования к питанию детей - особые.
Оптимальным было бы сейчас возвратиться к доперестроечной системе, когда в школьный штат входили и повара. Зарплата им платилась не из того, что выручит столовая, а из бюджета. Борись с несунами, которые горазды были (а сегодня - нет?) тащить домой столовские продукты, и корми детей, не завышая цену обеда, чтобы поднять себе зарплату!
Но возвращать ту систему нет ни денег в бюджете, ни необходимости. Может, действительно надо иметь нескольких поставщиков этой услуги?
А кормить детей в школе - хорошая «обязаловка». Ее можно отменить, думаю, лишь по показаниям медиков. Помните, раньше все малыши пили молоко? И это называлось заботой о детях. Сейчас предлагают кашу или пюре с котлетой, и уже - покушение на свободу личности.
Конечно же, депутатская комиссия разберется, что надуманного в ситуации с бизнесом частного предпринимателя, а где ему надо согласиться с требованиями горсовета.
В Торезе - по три, а в Снежном - по пять
В соседнем Торезе, рассказала заместитель начальника местного гороо Наталья Бекетова, две структуры кормят детей: частник и комбинат питания. Из бюджета на младшеклассников и льготников выделяется по три гривни, плюс родительский взнос - тоже три гривни. Сирот кормят на 12 гривен в день. Всего в этом городе около 200 льготников. Эта цифра варьируется, ведь меняется и материальное положение в семье. Справку надо предоставлять один раз в квартал.
Семейный взнос в школах разный: в гимназии и некоторых других, где, наверное, родители более обеспеченные, платят по пять гривен. Значит, там и питание чуть лучше. Наталья Бекетова показала журнал обращений: ни единой жалобы на работу школьных столовых. Все регулярно проверяется, как она выразилась, и на «калораж» (питательность), и на «бракераж» (пригодность к употреблению). Все до сего момента было в пределах нормы, ибо контроль - постоянный.
Валентина Постнова. Фото автора.