Ушли из жизни трое малышей, которым не исполнилось и годика

Ушли из жизни трое малышей, которым не исполнилось и годика

Это произошло в Шахтерске и в самом районе в течение двух недель. Такого стечения обстоятельств, чтобы вот так «кучно» случились горькие события, никто ни в прокуратуре, ни в службе по делам детей не припомнит.

Помощник Шахтерского межрайонного прокурора Александр Бондарь так пояснил произошедшее:

- Сразу скажу, что пока еще проводится судебно-медицинская экспертиза, без которой говорить о криминальном развитии событий мы не можем. Первого ребенка, которому было десять месяцев, мама в канун Нового года оставила одного всего минут на пятнадцать. Папа прилег отдохнуть, малышка осталась без присмотра. Как ей удалось взобраться в выварку, наполненную водой, неизвестно. Мать говорит, что когда вытащила девочку, она уже не дышала. Опрошены все, кто мог дать хоть какие-то пояснения и о развитии событий, и о том, как вообще живет молодая семья. Мама и папа работают, у них свой дом, даже есть автомобиль, то есть говорить о неблагополучии не приходится.

Другое дело случай, произошедший в одном из сел Шахтерского района в середине января. Я имею в виду, что женщина одна растила троих детей. Но… Первенца у нее забрали, лишив родительских прав, потом еще одного родила, а весной прошлого года у нее появились и близнецы - две девочки, которых смогла выносить только до шести месяцев. Малышки родились с серьезными заболеваниями, после роддома она долго кочевала из одной больницы в другую. Спасали малюток и в Донецке, и в Макеевке, и в Кировском… А в первый день Нового года, по ее словам, подошла утром к манежу, где спала дочка, а та уже и не дышит. Врач ничего не мог сделать… Никаких внешних повреждений на тельце не было обнаружено, экспертизу проводят донецкие специалисты. Результаты мы еще не получили, поэтому говорить, что есть признаки недобросовестного ухода за ребенком, приведшего к его смерти, нельзя. В квартире проведено обследование жилищно-бытовых условий. Правда, хорошего там мало…

Вот также пока непонятно, что произошло с мальчиком, которому еще не исполнилось и трех месяцев. Утром после новогодней ночи мама решила покормить сына, а тот не подавал признаков жизни. Две кареты «скорой помощи» примчались спасать ребенка, но, увы… И тоже на тельце не обнаружено никаких повреждений. Возможно, как выражаются медики, это синдром внезапной смерти. Впрочем, речь идет не только о прямых причинах летального исхода, социальные службы разбираются, мог ли образ жизни мамаш привести к таким последствиям. Ведь эта мама одна воспитывала троих деток, жилья у нее нет, а проблем - тьма.

С учетом значительного общественного резонанса прокуратура принимает меры для предупреждения подобных случаев, изучает, насколько эффективна работа правоохранительных органов, служб по делам детей. Как получилось, что их усилия сводятся порой к нулю. По результатам экспертизы не исключено, что горе-родители будут привлечены к уголовной ответственности по ст. 166 УК Украины  - «Злостное невыполнение обязательств по присмотру за ребенком или человеком, в отношении которого установлена опека или попечительство».

О ситуации рассказала нам и начальник службы по делам детей Шахтерского горисполкома Татьяна Пономаренко:


- У наших специалистов в ходу аббревиатура: СЖО, что значит - сложные жизненные обстоятельства. Помните, семьи, которые по разным признакам относим к таким, раньше называли неблагополучными. Теперь говорим более деликатно. Они находятся под социальным сопровождением специалистов, мы там часто бываем. Но нередко приходится констатировать, что яблоко от яблони недалеко падает. Что я имею в виду?

Не буду говорить о случае в районе, мы курируем только город, так вот, смерть младенца в первый день Нового года и поразила, и насторожила. Эта молодая женщина - одна из трех дочек своей мамаши, которая состояла у нас на учете. У нее было трое детей. Теперь остались двое. Сожитель выгнал ее из дому, паспорт забрал, сынишку после рождения и не регистрировала. Ночует, где приютят, поскольку жилья своего нет и не предвидится. На что живет? На детские деньги! Впечатление такое, что каждого последующего ребенка такие женщины рожают только для того, чтобы прокормиться.

Из трех сестер только одна не состоит на социальном сопровождении, хотя и у нее далеко не все в порядке. Живет у свекрови и даже помогает своим непутевым сестричкам. Третья сестра сейчас на сносях. Ей едва исполнилось 18, но это будет второе дитя: первого родила, будучи несовершеннолетней.

Со своей стороны, мы делаем все возможное, чтобы помочь, оградить от неприятностей. И центр социальных служб для молодежи, и управление социальной защиты пытаются наставить их на путь истинный. Может, действительно понятия о добре и чести закладываются на уровне подсознания? И образ жизни их собственных родителей - горький пример для подражания. У нас, к сожалению, растет число семей, у которых эти пресловутые СЖО.

Государство их поддерживает лучше, чем кого-либо другого. Представьте, мамаша получает деньги на рождение ребенка, пособие как малообеспеченная семья, плюс как мать-одиночка. У некоторых мам детки - инвалиды, и, значит, плюсуйте пенсию. Тысячи три, а у некоторых и пять в месяц собирается. Как расходуются эти деньги? При разумном подходе хватило бы на скромную жизнь.

Впрочем, в случае с утонувшим ребенком, на первый взгляд, все в семье нормально, родители работают, материально обеспечены. Если это несчастный случай, значит, имеет место роковое стечение обстоятельств. Но вот какой момент: когда наши специалисты посетили дом, где все произошло, были немало удивлены его состоянием. Кто-то выразился, мол, это какой-то «хламыжник». Но нелюбовь к порядку, неаккуратность к делу не пришьешь.

А неделю назад нам позвонили из роддома: четвертого ребенка явила миру наша подопечная, у которой мы уже забрали троих деток! Специалист по усыновлению помчалась в больницу, мол, давай оформлять отказ, мы же знаем, как живет эта «дама». Да и ребенок родился не совсем здоровым. Отказалась, уже выписалась из больницы, но малыш пока под присмотром медиков. Куда пошла? В никуда. Паспорта у нее нет, дом сгорел, работы и не было. Может, от малыша она бы и отказалась, но не от пособия. У меня такое предчувствие на уровне уверенности, что все равно придется лишать ее родительских прав. Появиться должна скоро: без паспорта пособие не будут оформлять, так что надолго не исчезнет. Лишь бы с младенцем ничего не случилось.


Валентина Постнова. Коллаж Татьяны Толстых.
Читайте также: