Эксперименты над Донбассом. Из нас делают "пилотов"- камикадзе
Голосуя за нынешнюю власть, мы надеялись, что она создаст нашему региону особые привилегии. Однако вместо этого Донецкую область превратили в полигон для сомнительных социальных экспериментов
Год назад, в марте-2010, только что назначенный премьер-министром Николай Азаров первым делом приехал в Донецк. Тогда впервые прозвучало словосочетание «пилотный проект» - глава Кабмина сообщил, что Донецкой области выпала честь «пилотировать» новые реформы и «показать всей стране, как нужно делать». Однако спустя год появляется смутное ощущение, что нас надули - на практике красивое слово «пилотирование» обернулось закрытием школ и больниц. Под соусом из красивых слов на жителях Донбасса просто решили сэкономить.
Образование: «Втупую сняли 70 миллионов!»
С начала февраля залихорадило систему среднего образования Донецкой области: новость о том, что с целью оптимизации будут закрыты 26 школ, взбудоражила учеников и их родителей. Оказалось, что каждая из тех школ, которые на бумаге кому-то показались лишними, в реальной жизни с трудом поддается замене. Середина месяца ознаменовалась митингами-протестами родительских активов против закрытия донецких школ № 2, 111 и 136, а также макеевской 77-й школы. Возмущенные родители доходили до того, что грозились устроить самосож-жение в случае закрытия учебных заведений.
Губернатор Анатолий Близнюк всеми силами пытается донести до населения, что оптимизация проводится для их же блага - пусть будет меньше школ, но качество образования в них будет выше. Однако родители с его доводами не согласны.
- Те дети, который сейчас учатся в школах, родились в период демографического спада. Но ведь следом за ним был подъем, и скоро эти малыши достигнут школьного возраста, - рассказала нашему корреспонденту дончанка Анна Авраменко, мать двоих детей. - Если сейчас школы закроют, то через несколько лет ребятам будет негде учиться, и получится такая же ситуация, как с детскими садами. Когда в 1997 году родился мой старший сын, нас уговаривали отдать его в садик, а младшего, 2008 года рождения, мы даже не надеялись туда определить, потому что надо было становиться в очередь чуть ли не за пять лет. Я не хочу, чтобы к тому моменту, когда придет время идти в первый класс, записаться в школу было такой же проблемой.
Несправедливым кажется и то, что в других регионах такого не происходит. Так, широкую огласку получила новость, что в селе Котовском Одесской области нашли школу, в которой числится только один ученик. Нашли и… решили сохранить, мотивируя это тем, что в селе подрастают еще 19 детей дошкольного возраста. В то же время в Донецке закрывают школу №2, в которой сейчас учится 372 ребенка. И где здесь, спрашивается, логика?
Александр Лукьянченко призывает начать борьбу с Кабмином за наш регион.
Показательным является и тот факт, что ситуация с закрытием школ возмутила даже Александра Лукьянченко.
- Министерство финансов на 2011 год втупую сняло 70 миллионов гривен с этой отрасли по городу Донецку, - заявил он на минувшей неделе. - На сегодняшний день Донецку нужно открыть 48 дошкольных групп, а финансирование нам уменьшили. Выросли коммунальные услуги, выросла средняя зарплата. Никто этого не считает. Просто говорят: «Вы обойдетесь, вы найдете». Вот такой ответ. Давайте как-то начинать бороться! Почему наши дети должны получать меньше, чем дети в других регионах?
Если даже донецкий мэр, который всегда был максимально лоялен к правительству Азарова, теперь призывает с ним бороться - значит, дело принимает угрожающие обороты.
Здравоохранение: больницы закрываются
24 февраля в Донецке побывал министр здравоохранения Илья Емец. Прибыл он для того, чтобы сообщить «радостную новость»: реформу здравоохранения его министерство начнет с Донецкой области. В чем эта реформа будет заключаться, догадаться несложно - местные власти начали разговоры об этом еще месяц назад.
- Дефицит финансового ресурса к минимальным потребностям составил, как минимум, 39 миллионов гривен. Все лечебные учреждения будут проводить оптимизацию сети и штатов. Это сокращение коечного фонда, сокращение рабочего времени в поликлиниках и такая непопулярная мера, как применение отпусков без сохранения заработной платы, - сообщил 14 февраля депутат Донецкого горсовета Валерий Ильюк.
Итак, жителям Донецкой области предлагают гордиться тем, что их избрали для «пилотирования» столь прогрессивной реформы, как закрытие больниц и отправление врачей в бесплатные отпуска. Безусловно, огромная честь.
Илья Емец: вы же проголосовали за нынешнюю власть!..
Всё это не остается на уровне разговоров - особо рьяные руководители на местах уже бросились проводить «реформу здравоохранения» в жизнь. Уже объявлено, что в Родинском, городе-спутнике Красноармейска, будет закрыто единственное в районе психиатрическое отделение. Попала под оптимизацию и городская больница Кировского, которая обслуживает тридцать тысяч населения и является единственным медицинским учреждением в радиусе 26 километров. В ближайшей «Донбасс. Неделе» наши собкоры расскажут о возмутительных фактах из других городов.
Сами врачи воспринимают нововведения крайне скептически.
- В областном центре разве что очереди увеличатся, а в таких городах, как наш, в результате такой «реформы» ничего не останется, и придется с любой проблемой ездить в Донецк, - считает врач-терапевт из Снежного Игорь Кузнецов. - А так называемые семейные врачи - это просто бред, который не имеет ничего общего с настоящим институтом семейных врачей. Такой врач должен обслуживать максимум сто семей, а не пять тысяч, как это планируется у нас. Да и то, как это внедряется - просто смешно. Моего коллегу в рамках переквалификации в семейного врача недавно отправили в Донецк на курсы по гинекологии. А какой смысл, если в больнице, где он работает, нет даже смотрового кабинета? Не лучше ли сначала хотя бы кресло поставить, а потом уже учить с ним работать? Так что, я считаю, «реформа», «семейный врач» - это просто красивые названия, которыми прикрывают развал системы здравоохранения.
Действительно, можно называть это оптимизацией и другими умными словами, можно преподносить как нечто прогрессивное и чуть ли не новое слово в госуправлении. Но элементарная логика подсказывает, что когда страна развивается, а правительство пытается что-то делать для людей, тогда там открываются школы и больницы. А закрываются они тогда, когда дела в государстве идут плохо.
Пенсии: Донецкую область объявили убыточной
Впрочем, на этом наше «шоу высшего пилотажа» не заканчивается. На прошлой же неделе, 23 февраля, с заявлением выступил и начальник управления Пенсионного фонда в Донецкой области Георгий Якименко. Что он такого заявил? Правильно: Донецкая область включена в пилотный проект по отработке пенсионной реформы! А это значит, что и в этом направлении нас хорошенько потрусят. Так, по словам Якименко, уже выяснилось, что более одного миллиона жителей области не платят взносы в пенсионный фонд. Это срочно нужно исправить! Вот только практика показывает, что уклонение от налогов в нашем обществе давно стало нормой, и все официально задекларированные попытки правительства навести порядок на самом деле оборачиваются только ростом суммы взятки, которую нужно заплатить чиновнику, чтобы он закрыл глаза на «серые» зарплаты на предприятии.
Более того, как выяснилось, в пенсионной сфере Донецкая область убыточна и регулярно получает дотации из госбюджета.
- Ежемесячно на Донецкую область необходимо дотаций в пределах миллиарда гривен, - подчеркнул Якименко.
В контексте таких заявлений очевидно, что «пилотный проект по отработке пенсионной реформы» будет включать в себя отнюдь не повышение пенсий. В других регионах страны противники нынешнего правительства бурно выступают против пенсионной реформы, называя ее антинародной и направленной на уничтожение украинцев. А тем временем ее преспокойно опробуют на нас.
* * *
Обидно, что «крайней» оказалась именно Донецкая область, которая своими голосами, собственно, и привела к власти нынешнего президента и правительство. Мы ожидали, что «наши» избранники дадут нам преимущество во всем. А они - напротив - поставили в самые тяжелые условия по сравнению с другими регионами. Хотя, если подумать, логика в этом есть. Ведь за пределами Донбасса к Виктору Януковичу и его правящей партии относятся, мягко говоря, прохладно. И если бы они стали экспериментировать с какой-нибудь другой областью, поднялся бы такой шум, что это могло бы плохо для них закончиться. Вот они и решили сэкономить на тех, кто к ним предельно лоялен и с кем поэтому можно не церемониться: население, которое на президентских выборах отдало за Януковича 90,95% голосов, простит ему всё, даже непопулярные реформы. Так что винить в закрытии школ и больниц мы должны, в первую очередь, себя: за что боролись, на то и напоролись!
Алиса Сопова. Фото Ольги Кононенко.
Студенты протестуют, а их называют баламутами
Сегодня представители независимого студенческого профсоюза «Прямое действие» пикетировали здание областной госадминистрации. Около тридцати демонстрантов выступили с акцией протеста против реформ в высшей школе, в частности, против уже нашумевшего законопроекта «О высшем образовании» №7486.
Молодежь призывала политиков выносить вопросы преобразований в вузах на открытые общественные слушания, требовала снять названные законопроекты с рассмотрения в Верховной Раде (депутаты собираются обсуждать их на текущей неделе).
«Согласно этому документу, плата за обучение для студентов-контрактников будет увеличиваться ежегодно, бюджетные места на заочном отделении ликвидируют, а на дневном - сократят на 42%, урежут свободы студенческого самоуправления», - заявила одна из лидеров пикетчиков Алена Игнатьева.
Здесь же состоялось театрализованное действо «Хватит морозиться!» - сценка, герой которой (депутат-коррупционер) вымогает у абитуриентов взятки за поступление в вуз. Уличная постановка сопровождалась скандированием лозунгов: «Образование - не привилегия!», «Доступное образование - всем!». Письмо с требованиями было передано в областное управление образования и науки, чтобы его направили в Верховную Раду.
Спустя полчаса к протестующим вышел зав. сектором образования и науки облуправления образования Игорь Селезнев, который призвал их «не баламутить общественность».
Олег Миннуллин.