Пастуховка оказалась в разрухе
На «горячий телефон» «Донбасса» поступил звонок от жителя Червоногвардейского района Макеевки Валентина Бондаренко. «Уже второй месяц на снабжающем нас водопроводе крупный порыв», - возмущался он. Заодно мужчина перечислял проблемы поселка Красный Партизан, который расположен в двенадцати километрах от центра города и всего в двух от Донецка. Отсюда, как на ладони, видна новоявленная гордость края, наш «бриллиант», - стадион «Донбасс Арена». Но жизнь «партизан» разительно отличается от будней дончан.
Ловушка для «скорых»
Местные жители заранее предупредили, что добраться к ним проблематично. Все пути разбиты и покрыты толстым слоем льда. Сплошные ямы, ухабы и объездные колеи среди снежных заносов. Знакомая таксист, узнав куда еду, лишь ехидно ухмыльнулась, сказав, что их служба заказы туда не всегда принимает - только машину портить!
- Часто не реагирует на вызовы и «скорая», - жалуется Валентин Васильевич. - Не потому, что не хотят. Авто не способно проехать. Работать на этом участке отказываются даже водители городского транспорта. За последний год сменилось несколько номеров маршруток. Я их понимаю, убивать свой автомобиль ради небольшого расстояния никому не понравится, - разводит он руками. - Немного потеплеет - и здесь всё превратится в огромную сплошную лужу. Наши бабушки до ближайшей больницы зачастую добираются пешком. Транспорт ходит редко.
Разрушено в этой местности и большинство зданий. Изредка попадаются мелкие магазинчики. А вот аптеки в окрестности - ни одной. Предприниматели говорят, что не окупаются они в здешних краях. Всё, что осталось от детских площадок, напоминает груду металлолома.
На весь поселок - три фонаря
Население поселка Красный Партизан (в простонародье - Пастуховка) составляет треть Червоногвардейского района. Когда-то он считался одним из самых процветающих в городе и прилегал к шахте № 1-1 бис. На ее месте и сейчас угольно-добывающее предприятие, только частное.
- Здесь даже был довольно популярный детский спортивный лагерь, - вспоминает Валентин Васильевич. - Сейчас эту землю выкупили, и она находится в запущенном состоянии. Раньше улицы хорошо освещались, теперь на всей территории всего три фонаря.
Из бетонных столбов до сих пор торчат железные крепления для светильников. Вот только лампы далеко не везде. Если случаются обрывы линий электропередачи, то сидеть без света приходится минимум неделю, объясняют жильцы.
- Иногда напряжение в домах падает до 160 вольт, - говорит Бондаренко. - Это настолько мало, что большинство электроприборов просто не работает.
Вопрос журналиста о наличии телефонных линий вызвал у пастуховцев лишь горькие улыбки.
Без газа и тепла
Газом здесь снабжается только часть поселка. Провести газопровод в такую даль - дело весьма затратное. Но уголь людям обходится еще дороже. Ведь на твердом топливе не поготовишь. Приходится дополнительно закупать газовые баллоны или пользоваться электроплитами. Кроме того, углем дом согреть почти невозможно. Без присмотра работающую печку на день оставить нельзя, а растопить ее получается только вечером, и за день жилье остывает до минимальной температуры.
По словам местных чиновников, частники должны сами обеспечить себе подачу газа, проложить каждый свой водопровод и самостоятельно ухаживать за своей территорией, как того требует закон.
Свалки, открытые люки и собаки на каждом шагу
Во всем поселке есть только одно место, куда машина приезжает забирать мусор - на самом въезде в него. Дальше, по словам местных обитателей, коммунальщики ехать просто не хотят - далеко и непроходимо. Немногочисленные баки на момент нашей экскурсии были переполнены, и люди оставляли пакеты с отходами возле них.
- А какой выход!? - возмущается Валентин Васильевич. - Не нести же их километр до центра, в маршрутке тоже не повезешь. Вот и сваливают отходы в посадки и более-менее отдаленные места. Хотя все понимают, что это плохо. Что остается на обочинах и вываливается из переполненных контейнеров, растаскивают бродячие собаки, которых тут так много, что люди ходят с опаской. Повсюду открытые люки - железные крышки давно утащили на металлолом.
Водопровод начал разваливаться
Корреспондент «Донбасса» обратилась в мэрию, изложив ситуацию в поселке. После этого власти заверили, что многие вопросы взяты специалистами ответственных служб под личный контроль.
С тем, что окраина окончательно заброшена, категорически не согласны в Червоногвардейской райгосадминистрации.
- В этом поселке действительно есть «мусорный вопрос», - говорит ее первый заместитель председателя Георгий Мутик. - При этом комитет самоорганизации населения регулярно предлагает жильцам заключить договоры на его вывоз. На сегодня из 1626 дворов такие есть только в 220-ти. На всей территории лишь маленькая улочка с двухэтажными домами, и оттуда отходы вывозят регулярно, как и обязаны. Если проблема будет возникать у тех, кто уже заключил соглашения с коммунальными предприятиями, примем меры. Как и против людей, которые его не имеют. Напомню, что с недавнего времени сумма штрафов за это значительно возросла и колеблется от 364 до 1600 гривен.
Разрешить все проблемы самостоятельно просто невозможно, уверены люди. Без помощи города не обойтись. Молодые мамы беспокоятся, что детям некуда податься и страшно отпускать их одних гулять по темным улицам. Куда делись все 94 светоточки, установленные в минувшем году, чиновники не понимают.
- До некоторых отдаленных поселков мы, правда, еще не добрались, - признает первый заместитель макеевского городского головы Виталий Кижаев. - Но и тратить большую часть средств на частный сектор позволить себе не можем. Если есть проблема дорог и это мешает хорошему движению транспорта, то эти участки будут включены в план реконструкции. Однако я не могу обещать, что городом будет проложено покрытие, полностью заменяющее старое. Это слишком дорого. Устраним пока только самые проблемные места. Там, где это возможно, засыпем шлаком. Хотелось бы, чтобы и те, кто предъявляет претензии, тоже не забывали следить за порядком.
Возвращаясь к первичной беде, которая и привела нас в поселок - порыву водопровода, мы обратились в водоканал. Там не удивились «известию» о том, что полутораметровый фонтан, бьющий из трубы, давно превратился в ледовую скульптуру. И, разводя руками, добавили, что водопровод пришел в негодность и начал рассыпаться. Менять придется 150 метров, и устранить такую серьезную поломку получится не раньше, чем в апреле-мае.
Многие местные жители отказываются платить водные услуги, сетуя на то, что живительная влага уходит в никуда.
Марина Самара. Фото автора.