Достойна ли многодетная мама считаться героиней?

Папа Александр рядом с Ангелиной, мама Тина - с Анфисой, Серафим - на руках у старшей сестры. А первоапрельские именинники Антон и Саша - выше всех!

Сначала три няньки, а потом - три ляльки. Так свое шумное семейство характеризует 42-летняя многодетная мама из Артемовска Донецкой области Тина Чернышова, которая вместе с мужем Александром воспитывает шестерых ребятишек: девочек Ирину, Ангелину, Анфису и мальчишек Антона, Серафима и Сашеньку. И разговор корреспондента «Донбасса» с Тиной Владимировной получился многоголосый: каждый член семьи норовил вставить свои комментарии по любому поводу. 

Встретились по дороге к храму


Вначале жизнь не особо улыбалась Тине: от болезни скончался первый муж, который был пономарем в церкви села Клещеевка, и она осталась одна с маленькой дочкой на руках. Ирочка серьезно болела, побывала в реанимации, ее приходилось возить по разным специалистам, которые долго не могли поставить диагноз, а зарплаты воспитателя едва хватало на лекарства и еду. Но даже об этом периоде своей жизни Тина говорит смиренно: «Выдержали».

Через год появился он. Раньше они с Александром виделись несколько раз в общей компании. Но на праздник Петра и Павла встретились по дороге к храму, узнали друг друга, заговорили, вместе пошли на службу. А клещеевская церковь стала судьбоносной для Тины: по иронии судьбы, Александр тогда тоже был пономарем именно в ней.

С тех пор все радости и беды у них стали общие.

Сейчас Александр Чернышов работает слесарем-сантехником в жэке, а Тина находится в отпуске по уходу за младшим Сашей, до достижения им шестилетнего возраста. Признаются, что папина зарплата в две тысячи расходится быстро - один поход в магазин за продуктами для семьи из восьми человек «съедает» почти треть. «Мы даже от подорожавшей гречки не можем отказаться - у меня четверо ребят с гастритом, а это продукт диетический», - вздыхает Тина.

Шестеро по лавкам  


Старшая семнадцатилетняя Ирина одновременно учится в вечерней школе и училище. Она с детства занималась рисованием, педагоги советовали поступать в художественное в Киев, но на семейном совете решили: так далеко одну не отпустят. Поэтому пока девушка осваивает азы швейного дела, одновременно готовясь к поступлению в вуз. На мой вопрос, трудно ли было нянчить всех младших, просто улыбнулась. «А своих сколько хочешь иметь?» - не выдержала я. И по округлившимся глазам и категоричному жесту рукой, поняла: конечно, трудно ей приходится. Не секрет, что в многодетных семьях на старших порой наваливается столько забот и хлопот! Поэтому не спешат они потом обзаводиться своими детьми.

Семиклассница Ангелина - ершистый угловатый подросток, как и еще трое Чернышовых, учится в школе-интернате неподалеку от дома. Мечтает стать врачом. Увлекается чтением, со знанием дела рассуждает о творчестве Булгакова, обожает писать сочинения, занималась в журналистском кружке. «Жаль, его закрыли - сокращение. Но писать я всё равно не брошу», - категорично заявляет Ангелина. За ее резким поведением проглядывает добрая душа: три домашних кота просто атакуют колени девчушки, борясь за ее ласку и заботу.  

Двенадцатилетняя Анфиса - не иначе будущий начальник. Она уже чуть не стала президентом школы - лучшая ученица, командир класса, победительница городских и областных конкурсов среди юных скрипачей. Но перед самыми выборами заболела, так что с попыткой получить высокий пост теперь придется подождать до следующего года.

Увлекаются музыкой и мальчишки. Благо, как многодетная семья они освобождены от платы за обучение, иначе только за музыку ежемесячно пришлось бы отдавать больше двухсот гривен.

Саша еще не играет на фортепиано, но любит слушать, как это делает Антон.

Саша еще не играет на фортепиано, но любит слушать, как это делает Антон.

Десятилетний Антон играет на двух инструментах: фортепиано и синтезаторе. Кстати, именно ему на день рождения, 1 апреля, мама «подарила» братишку: Саша родился, как раз когда Антон праздновал пятилетний юбилей.

Серафим учится только во втором классе, но уже имеет в послужном списке музыкальное произведение для фортепиано собственного сочинения. Он назвал его «Карпаты», хотя никогда в тех Карпатах и не был: чаще всего семья отдыхает на Северском Донце в соседней Дроновке, куда они добираются бесплатно на электричке. А вот очередь на льготные путевки до них так и не дошла. Уже два года не выделяют детворе и бесплатных абонементов в бассейн, который находится недалеко от дома. А оформить за деньги - неподъемная сумма для Чернышовых. 

Александр-младший дался маме Тине с особым трудом. Четыре месяца она лежала в больнице на поддержке. Папе пришлось бросить работу и полностью взять на себя заботы о семье. «Знаете, как обычно относятся люди - зачем вы плодите нищету? Даже врачи мне говорили: у тебя же дома пятеро, сделай искусственные роды - и никаких проблем», - вспоминает Тина Владимировна. Но Сашка, активный мальчуган, правда, с проблемами с сердечком, появился на свет. А то, что это чуть не стоило жизни его маме, вспоминают в семье с большой неохотой. Сейчас они готовятся к школе, сражаются с невыговариваемой «р», учат буквы и цифры, надеясь пойти учиться с шести лет.

Трудности роста

Из маленького домика в 11 квадратных метров они выбрались, когда родился четвертый ребенок - Антон. Стоящая на квартирной очереди с 90-х годов семья получила двухкомнатную квартиру на цокольном этаже. Но она была настолько сырая и холодная, что ребятня не вылезала из болячек. «Один заболеет - и понеслось! Только антибиотики при бронхитах приходилось покупать упаковками. А из бесплатных лекарств выдавали зеленку и копеечный мукалтин», -  вспоминает те времена Тина.

Позже санстанция определила в квартире грибок, с которым было опасно контактировать детям. В октябре 2003 года, при помощи общественности и прессы, городская власть выделила семье трехкомнатную квартиру на пятом этаже на окраине города. «Мы боялись детвору выпускать во двор, в подъездах часто собирались пьяные компании. Да и хотелось всё-таки поближе к земле», - объяснил  глава семейства причину продажи той квартиры. За вырученные деньги семья приобрела дом с участком, в котором они сейчас и живут.

Конечно, собственное хозяйство было бы большим подспорьем для бюджета семьи. Но заняться огородничеством у них не вышло: на участке возле дома очень влажная почва из-за подземных речек. Несмотря на мелиоративные действия (канавки прокапывали всей семьей), овощи выросли водянистые и невкусные. «Столько трудов пропало, а запастись на зиму со своего огорода так и не вышло», - жалуется старшая Ирина. 

Покидая гостеприимный дом на Нижнемариупольской, я поняла, что нарисовать красочную лубочную картинку образцовой семьи у меня вряд ли получится. Да и жизнь гораздо сложнее и многослойнее, чем любая схема вроде: один ребенок - плохо, много - хорошо. Требующий ремонта дом с отвалившейся местами штукатуркой и иконами в каждом углу. Очень скромно одетые дети, которые не могут оторвать взгляда от вазочки с печеньем (купленным, видимо, специально для гостей). У них нет привычного в любом доме компьютера и круглосуточная очередь на занятия за фортепиано. Однако я не могу сказать с уверенностью, что в глазах моего единственного сына, который получает всю мамину любовь единолично и иногда даже не знает, чего еще пожелать на день рождения, счастья больше, чем в глазенках этих шумных братишек и сестренок.    

P.S. На мартовском заседании артемовский исполком поддержал ходатайство о присвоении Тине Владимировне почетного звания «Мать-героиня». Если его утвердят в Киеве, то положенную по закону единоразовую выплату в размере 10 минимальных окладов Чернышовы потратят на покупку земельного участка, пригодного для сельского хозяйства.


Елизавета Гончарова. Фото Александра А. Дьяченко.
Читайте также: