Не ждите милости от жэка - создавайте ОСМД!
Жители дома №41 с улицы Октябрьской города Украинска Донецкой области обратились за помощью на «горячий телефон» «Донбасса». Проблем в двенадцати квартирах несколько. Но одну реально решить с помощью городской власти, уверены они.
Отсутствующий газ «вскипятил» тариф
Двухэтажное здание внутри выглядит немного лучше, чем снаружи. Старая постройка, видно, давно не видела ремонта, но в самом подъезде чисто. Инициатор встречи Валентина Худолей сразу предложила корреспонденту «Донбасса»: «Не разувайтесь, вам еще нужно по всем квартирам пройти, посмотреть, как мы живем». 71-летняя пенсионерка с мужем топят печь углем, так они обогревают квартиру и готовят нехитрую пищу. Иногда, правда, приходится включать камин, а летом электрическую печку, которые «тянут» около 400 кВт в месяц.
Главную тревогу и недоумение жильцов вызывают тарифы на электроэнергию, которые начисляются с учетом того, что дом газифицирован. Хотя газом здесь и не пахнет. Дом вообще не приспособлен к подаче голубого топлива. А платить приходится. Это около 31 копейки за 1 кВт/час, в то время как, согласно законодательству, эта сумма должна составить около 19 копеек.
Валентина Антоновна говорит, что с этим вопросом обращались и в селидовский РЭС (к которому территориально относится Украинск), и в местный горсовет. «Нам объяснили, что должен приехать представитель «Донецкоблэнерго», составить акт, что нет у нас газа, а потом уже изменят тариф, но пока никого не было», - рассказывает женщина. И провожает в соседнюю квартиру, где живет молодая семья Сидоренко.
Ольга, учительница, говорит, что им пришлось устанавливать индивидуальное отопление. Теперь ежемесячно только за свет приходится платить около 200 гривен. Хозяйка следующего жилища, пенсионерка Тамара Воронина тоже пользуется печным отоплением. Жалуется, что тарифы подняли без ведома жителей, не собрав предварительно громаду. А тут еще в апреле очередное повышение платы за коммунальные услуги грядет. 80-летняя Александра Афанасьевна пережила блокаду Ленинграда, сейчас одна. Помогают ей работницы собеса. Однако мокрый потолок, который обвалился недавно из-за протекающей крыши, смогли лишь кое-как «заделать» обоями. Жильцы дома, как один, утверждают, что жэк ничего не делает.
И это еще одна причина звонка в «Донбасс». За почти 60 лет со дня строительства здания не было ни одного капитального ремонта, а текущий - всего один. Канализация течет, порывы случаются довольно часто, но пенсионерам самим с этим не справиться. «Покупаем побелку, белим, красим, моем пол в подъезде. У меня два года назад обвалился балкон, так жэк дал нам пять ведер песка и ни стакана цемента. Людей мы нанимали со стороны, - вспоминает Валентина Худолей. - Один раз белили тут коммунальщики, так только грязь размазали». Ремонт своими силами делает и участник Великой Отечественной войны Алексей Смирнов. Жильцы очень хотят создать ОСМД, но перед этим помощь жэка была бы не лишней.
«А у них - долги по квартплате»
В КП «Импульс», которое обслуживает небольшой городок, тоже есть претензии к жителям улицы Октябрьской. «Мы никак не поможем этим жильцам, потому что у них есть долги по квартплате», - с порога отрезала начальник предприятия Галина Рожук. И показала документы, согласно которым оплата услуг по дому составляет 55,3% за прошедший год. Кроме того, утверждает Галина Олеговна, в том же 2010 году дом готовили к центральному отоплению, но подключилось только пять квартир: «Мы больше потратили материала, чем они нам заплатили». Она уверяет, что другие коммунальные услуги также были оказаны, и показывает учетную тетрадь. Однако нельзя не заметить, что они, услуги эти, уж очень незначительны.
Начальник жэка поясняет это тем, что служба придерживается постановления № 150 Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ. Там написано, что можно отремонтировать лишь до (!) десяти процентов кровли, покраска может составлять до 20%, центральное отопление - 7%, столько же - вода и канализация. К примеру, можно привести в порядок два метра водопровода. По словам Галины Рожук, точно так же работают и остальные коммунальные предприятия страны, при условии стопроцентной оплаты услуг жильцами, разумеется. А в Украинске она составляет не более 50%. Капремонт вообще в тариф не входит, эти средства выделяет горбюджет. Что касается канализации, то ее чистили, утверждает начальник по вопросам обслуживания жилого фонда Татьяна Мозговая. Правда, в трех квартирах, уточняет она. Словом, коммунальные войны между жэком и жильцами ведутся с переменным успехом.
Вопрос ценою в четыре миллиона
Горсовет в них предпочитает не вмешиваться. Основной вопрос на повестке последних шести лет - газификация города. Пока реально подключены к газу четыре многоэтажки, две котельные и почти 70% частного сектора (там это сделать дешевле технически). Помочь с дальнейшей газификацией обещал народный депутат от региона. Цена вопроса - 4 млн. гривен. Подключение к газу улучшило бы и демографическое, и социально-экономическое состояние некогда процветавшего, а ныне депрессивного городка. В Украинске проживает более 40% людей пожилого возраста и существует 516 брошенных квартир.
Мэр поддержит инициативу
А ситуация у жителей упомянутого дома по ул. Октябрьской неоднозначная. Это проблема не одного дома, а всего Украинска. «Вот ответ селидовского РЭСа на наш запрос, - протягивает письмо мэр Виктор Комарь. -Тариф составляет 18,72 копейки за 1кВт/час при выполнении двух условий: если населенный пункт (а не отдельный дом!) не газифицирован природным газом и когда там отсутствуют системы централизованного отопления». А в Украинске все это есть. Другой вопрос - в каком состоянии. В РЭСе корреспонденту предоставили точно такое же письмо. Такие правила, по словам градоначальника Виктора Ивановича, устанавливает ОАО «Донецкоблэнерго».
Единственный выход из ситуации - создание общества совладельцев многоквартирных домов. Тогда можно будет получить государственную помощь и создать, к примеру, собственную мини-котельную. Виктор Комарь обещает помочь в этом вопросе. «Всё, что им нужно, - инициативная группа из двух человек и желание дома». В Украинске сегодня действуют четыре ОСМД. Их пример более чем удачен. Они сами устанавливают тарифы и решают, что им нужно ремонтировать в первую очередь, а не ждут милости от жэка.
Юлия Романенко. Фото автора.