Береговой доставал звезды с фронтового и мирного неба

Береговой доставал звезды с фронтового и мирного неба

90 лет назад, 15 апреля 1921 года, родился летчик-космонавт Георгий Береговой. Детские и юношеские годы он провел в Енакиеве. О судьбе дважды Героя Советского Союза рассказывает собкор «Донбасса».

Он всегда возвращался в строй

Огород Береговых, растивших троих сыновей, находился далеко: за степью и железнодорожным полотном. И когда в очередной раз средний и младший братья, Михаил и Георгий, проделывали этот путь, над ними пролетел самолет. Для девятилетнего Жоры это была первая встреча с крылатой машиной. Его глаза, выражение лица, восторженные эмоции - всё указывало на то, что паренек пережил очень сильное потрясение.

В те годы своего аэроклуба в Енакиеве еще не было, а планерная школа уже работала, и ее инструктор Виктор Бахтин дружил с 17-летним воспитанником Виктором Береговым. Серьезные занятия старшего из братьев притягивали пытливого Жору, как магнит. В 11 лет он стал завсегдатаем детской технической станции, а три года спустя - инструктором авиамоделизма.

К этому времени параллельно с окончанием семилетки и началом работы учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе в 1937 году Георгий поступил в аэроклуб. В 1938-м стал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков им. Пролетариата Донбасса. Правда, у близких были большие опасения, что государство покорежит парню судьбу. Его брат Виктор уже работал начальником парашютной станции Челябинского аэроклуба, а там под каток репрессий угодила вся верхушка ОСОАВИАХИМА. Берегового тоже казнили. Но семья об этом не знала до 50-х годов, пока безвинно расстрелянного не реабилитировали. Позднее Георгию Тимофеевичу удалось найти общую могилу жертв быстрого приговора, в которой могли находиться останки его брата. Это, пожалуй, самая печальная страница семейной летописи. О ней прежде предпочитали не распространяться, но сын Берегового Виктор прекрасно знает, в честь кого он назван. И в том, что жернова ГУЛАГа не перемололи самую яркую личность этого рода - большое счастье.

- Штурмовики летали на низких высотах. Часто могли не выйти из крутого пике, этот вид авиации считался самым сложным. Поэтому было такое негласное правило: весомо награждать летчиков за определенное количество удачных боевых вылетов. Когда за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и героизм гвардии капитану Береговому присвоили звание Героя, на его счету было 108 вылетов, - рассказывает старший научный сотрудник музея космонавта Георгия Берегового в Енакиеве Светлана Назарова. - Он бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы, железнодорожные эшелоны. Трижды был сбит, столько же раз горел в самолете, но всегда возвращался в строй. За войну он совершил 186 вылетов, причем последний - 12 мая 1945 года: в Чехословакии, под Брно, продолжались ожесточенные бои.

Космонавт собирает гостей

Он - единственный из всего отряда советских космонавтов, кто «достал» Золотую Звезду сначала с фронтового, а потом и с мирного неба. Но есть и другие исключения из правил. Георгий появился на свет в селе Федоровка Карловского района Полтавской области, однако этот населенный пункт всегда оставался не более чем строчкой в его биографии. Он наш, донбасский! А всё потому, что в возрасте нескольких недель от роду мальчика привезли в Енакиево. Этот город и стал для него поистине родным, и здесь по советским канонам ему,  дважды Герою СССР, установили бюст еще при жизни.  

- С 15 апреля начнет курсировать поезд Полтава - Москва - Полтава, которому присвоено имя Берегового, - рассказала член оргкомитета, начальник отдела культуры горсовета Вера Крохмалюк.

Старожил поселка Ольховатка Виктор Данько показывает сотруднику енакиевского музея Светлане Назаровой снимки космонавта Берегового из личного архива.

Старожил поселка Ольховатка Виктор Данько показывает сотруднику енакиевского музея Светлане Назаровой снимки космонавта Берегового из личного архива.

А в самом Енакиеве ждут эту дату, как самое знаменательное событие. И дело даже не в том, что соберутся высокие гости - дети Героя, президент Украины. У космонавта № 12 есть книга «Три высоты». Так же называется живописная картина, которая по дипломатической почте среди прочих ценных подарков семьи прибыла в музей. У авторов этих произведений было, конечно, свое представление об этапах восхождения. А мне, после фронтового героизма и полета в космос, третьим подвигом видится отношение к родному Енакиеву.

Третья высота

В конце октября 1968-го, пилотируя корабль «Союз-3», он провел в космосе около четырех суток, а позднее добрых 15 лет как начальник Центра подготовки космонавтов провожал к звездам своих последователей. В это же время в течение трех созывов Георгия Берегового избирали депутатом Верховного Совета СССР по енакиевскому округу. И городу очень повезло, что его звездный сын не по долгу, а по душе сошелся с тогдашним председателем горсовета Александром Нагорским. Их сотрудничество выросло в надежную, верную и деятельную дружбу. Генерал-лейтенант авиации и крепкий талантливый хозяйственник смогли выстроить созидательные отношения, которые стали памятником обоим. Их совместными усилиями и благодаря депутатству Берегового сформировался современный облик города. Построенное тогда, сейчас приходится лишь поддерживать.

Земляка по пустякам не беспокоили, но первый наказ избирателей был из тех, что собственными силами не решить. Заводские бараки-развалюхи без удобств списали еще на стыке 50-60-х годов, а триста семей переселять некуда. И лишь после вмешательства депутата удалось начать строительство. Дворцы культуры и спорта, психоневрологическая и противотуберкулезная больницы,  крытый рынок, Дом связи, административное здание гор-исполкома, детские сады, пристройка к гимназии, корпус металлургического техникума, школы и даже создание мотобольной команды «Союз-3»…

- Это странно, но на строительство социально-культурных объектов существовал запрет. Начальство ездило по кабинетам, объясняя, что шахтерам для оздоровления необходим бассейн, а для министров - это как красная тряпка для быка. Просили найти другие формулировки, и начальники искали. Музыкальную школу строили под видом общежития, - вспоминает Анатолий Кузьменко, бессменный  водитель Александра Нагорского. - Я всюду возил их по инстанциям. Можно сказать, сроднился с Георгием Тимофеевичем. И всё равно был поражен, когда он пригласил меня, простого шофера, погостить в Звездный городок и вручил памятную медаль об этом событии. Очень добрый был человек, открытый и уважительный.

Без малого двадцать лет общался с космонавтом первый заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ (тогдашний мэр Углегорска) Юрий Хиврич. Это ему довелось, воплощая наказы избирателей, строить там пешеходный мост, троллейбусную линию, депо. Причем общительный Береговой всегда живо интересовался, как идут дела, внимательно выслушивал, давал дельные советы, старался приехать на пуск объектов и гордился ими. Юрий Егорович ездил к нему в Москву, был вхож в дом, общался с семьей, до сих пор хранит память о последнем визите именитого земляка в Енакиево.

Прощаясь, он доверительно советовался с другом Нагорским, делать ли ему операцию на сердце. Медицина оказалась бессильна, и Хиврич в числе енакиевской делегации в 1995 году был на похоронах. В последний путь провожали из клуба Звездного городка. Когда гроб несли по аллее, над процессией низко-низко прошли три реактивных самолета. Щемящий момент занозой саднит сердце.

- В старой школе дети занимались в три смены, поссовет ютился в бревенчатой хате, а пробить строительство новых объектов не получалось. Подключили космонавта - и за год наши мытарства закончились. В госплане и облсовете, куда ездили с бумагами, очень удивлялись: до таких верхов дошли, такие люди о нас хлопочут! Не все ведь знали, какого простого покроя был этот удивительный человек, - делится председатель поссовета Ольховатки прошлых лет Виктор Данько. - Когда восстанавливали Ильинскую церковь, специально для ведения  работ из расформированной воинской части Береговой передал грузовик. Шахта «Ольховатская» и поселковые многоэтажки стояли без воды, а с помощью Берегового проложили восьмикилометровый водовод, который и сейчас служит. Была загвоздка с кровлей старообрядческого храма, так он, уже не будучи депутатом, выбил пять тонн листового алюминия.

Благодарные люди не знали, где посадить, чем накормить. Предпочитали выезжать на природу. Зимней ночью Ольховатка светилась мириадами огней, а весной тонула в цветущих садах. «Зачем вам Крым при такой-то красоте?!» - восторгался гость. Зная его гастрономические пристрастия, потчевали домашней колбасой, залитой смальцем в специальном бочонке, а завстоловой Лужецкая прямо на костре готовила отменную сборную солянку. Секретарь поссовета Любовь Паршикова славилась домашним салом и миниатюрными пирожками, жаренными в масле. В награду за разносолы космонавт даже давал этой поварихе пострелять из своего личного пистолета. И тост у него был фирменный: «Благодарите Бога за то, что вы есть. И чтобы у вас было так, как есть!».


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: