Гектары фермеров превращаются в болото

Говорят, сеешь в грязь, будешь - князь. А тут ни трактор, ни сеялка в поле зайти не могут.

В селе Петропавловка Шахтерского района два фермера до сих пор не могут засеять свои поля из-за подтопления из водоводов, питающих Торез и Шахтерск. На трубах порывы, уверены сельчане. Вода, которую оплачивают города, уходит в почву: и горожане страдают, и сельчане, у которых без урожая простаивают участки.

Тракторы тонут

Эта уверенность укрепляется многолетней борьбой Валентины Курносовой, фермера с почти двадцатилетним стажем, с водоканалом. Несколько лет его руководители, рассказала она, морочили голову, мол, никаких порывов нет, говорили, что «простреливали» трубу, утечек не нашли. А когда всё же после судебных разбирательств порыв ликвидировали, поле просохло. Но водоводы давно требуют капитальной замены. Утечки, видимо, образуются постоянно, снова замокает земля.

Десять лет «гуляло» поле на въезде в Петропавловку. Это паи сельчан, которые в прошлом году взял в аренду фермер Александр Грицив. Освободил 18 гектаров от бурьяна, молодых деревьев, внес удобрения под подсолнечник. Труда и денег вложил много. Столько лет отдыхавший надел мог одарить суперурожаем! Но…

Александр Грицив встретил корреспондента Донбасса в футболке с красноречивой надписью.

Александр Грицив встретил корреспондента «Донбасса» в футболке с красноречивой надписью.

Весной, как рассказал Александр, нормально провел первую культивацию. Начал было вторую, а трактор почти в середине поля стал грузнуть в болоте. Вода поднялась! Уже конец мая, а влага и не собирается уходить. Наоборот, образовала лужи, добравшись до противоположной стороны поля.

- После войны жила в Торезе (тогда Чистяково), - вспоминала Валентина Григорьевна. - Люди выстаивали огромные очереди за водой, которая из крана капала, как самогонка. И сейчас с горечью смотрю, как торезская влага просто уходит в поч­ву за много километров от черты города. А его жители, кстати, по графику (только утром и вечером) водичку получают. Какая бесхозяйственность!

Курносова и Грицив утверждают, что вода прибывает из торезского водовода, который проходит по Шахтерскому району за железнодорожным полотном: эту «семисотку» давно пора заменить. Есть разрытые ямы. Лежат там, в грязной жиже, обнаженные трубы, по которым в Торез идет питьевая вода. Эти раскопы столь давние, что в них уже выросли деревья в два человеческих роста.

Котлован-мелиоратор

Рядом с новым полем Александра его односельчанин взял в аренду землю под овощи. Вот тому на подтопление обижаться не приходится! Во-первых, уровень делянки чуть повыше, и она не замокла, а во-вторых, сосед вырыл котлован, туда стекла вода, и он использует ее для полива. Заменит водоканал трубу, и дармовой водицы не станет?

- Я ему бочку воды привезу, пусть поливает! - обещает Саша, - только чтобы мое поле подсохло. Если до 10 июня я его не засею (как и Валентина Григорьевна), считай, все затраты на 18 гектарах пропадут. Это и деньги, и время.

Грицив и Курносова сейчас взывают к мудрости и совести руководителей компании «Вода Донбасса». К местным начальникам хоть и не обращайся, у них ответ один - нет порывов. И денег тоже!

Якорь долгов тормозит мелкого хозяйственника

Сельчане привыкли считать каждую копейку. Курносова двадцать лет вместе с детьми фермерствует, у нее около пятидесяти гектаров. Не разбогатела, в шелках не ходит, пальцы веером не ставит. Как и Александр Грицив. Начинал он десять лет назад, когда к нему перешли в наследство паи отца, с 25 га. Сейчас их почти в десять раз больше. Он коренной сельчанин, поэтому к земле у него отношение бережное. Она и его, и людей кормит. В текущем году 60 гектаров засеяны зерновыми, столько же - под паром, остальное занял подсолнечник.

Но обижают таких «мелких» хозяйственников, как Грицив, Курносова да ее сын Василий. Если у крупных производителей те же семечки скупают по пять гривен, то Василию недавно не предложили и четырех. Зерно в прошлом году пришлось продать по 90 копеек. Какая была закупка у больших хозяйств? Однозначно на порядок больше.

- Если я сразу не продам зерно, то просто не будет денег на работу в следующем сезоне, - категоричен Грицив. - На уборочную всегда выходим с якорем долгов. Нужны средства, чтобы вспахать, удобрить, внести гербициды, купить семена. У нас всё идет с колес. А ждать большей цены не приходится: нет хранилища. Арендовать его нет смысла: владельцы элеваторов обдерут, как липку.

Простой арифметический расклад цен говорит, что у фермеров не якорь на шее, а просто удавка. Если за годы фермерства Александра удобрения подорожали почти в десять раз, горючее  - в девять, то зерно - всего лишь в два раза. А он мечтает, как сам выразился, «честно разбогатеть».

Когда начинал, рассчитывал вложить в дело задолженность по зарплате (он на шахте работал). Но в срок к посевной ее не дождался, пришлось для раскрутки продать легковушку. Опыта набирался по принципу: «Смотри, как делают люди, и делай всё лучше!». С товарищами по аграрному бизнесу (и с крупными, и мелкими хозяйствами) сотрудничает на принципах полной взаимовыручки. Здесь о конкуренции речь не идет, всё по-соседски.

На десятый год фермерства, наконец, купил колесный трактор. Просиживает в нем в сезон весь световой день. В посевную об отдыхе и не мечтает. Саша рассказал, как супруга (она педагог) предложила на недельку съездить в Крым. Мол, мы скромненько, тысяч на пять гривен, отдохнем.

- А я в посевную каждый день в поля по пять тысяч вкладываю. Заправил трактор: два бака топлива съели полторы тысячи. А удобрение, а семена? Нет, отдых подождет, может, еще раскрутимся, тогда и в Крым можно. И чтобы не скромничать. Но пока и дочки учатся, это тоже затратное дело. Словом, моя семья еще только вкладывает силы и средства в будущее благополучие. Так хочется, чтобы оно не на старости лет настало.

«Трубы будем менять, но не все»

Начальник торезского водоканала Александр Мукомел категоричен: к нему мелкие петропавловские фермеры (кроме Курносовой, которую затапливает шахтерская линия) не обращались. Зато по жалобе «Виктора» (крупное хозяйство в этом же селе) на место выезжали специалисты компании «Вода Донбасса».

Действительно, часть водовода требует замены. Перекрывать воду нельзя, может произойти подсос грунта, а это чревато… Воду на время ремонта перенаправляют по второй линии. Трубы для ремонта по обращению «Виктора», уточнил Мукомел, уже завезены, правда, очень мало. Работы начнутся после того, как в конце мая завершится хлорирование.

В принципе, этой корреспонденцией мы обращаемся не столько в региональные водоканалы, сколько в головную компанию. Без ее вмешательства и финансовой помощи в Петропавловке мало что будет сделано.


Валентина Постнова. Фото автора.
Читайте также: