"Черные копатели" бросили затею. Спасать курган принялись археологи
Две недели археологическая экспедиция Мариупольского государственного университета проводила раскопки кургана в Новоазовском районе. Найти вещественные источники исторического прошлого человечества студентов побудили «черные копатели», которые уничтожили центр возвышенности в поисках сокровищ. Подробнее о походе «Донбассу» рассказали начальник экспедиции, преподаватель кафедры исторических дисциплин МГУ Вячеслав Забавин и магистр истории, помощник начальника экспедиции Сергей Небрат.
Грабители уничтожили памятник истории
Осенью 2010 года мариупольские археологи вышли на разведку и, изучая местность на землях Павлопольского сельсовета, увидели на пахотном поле грабительскую яму. В том, что там поработали «черные копатели», сомнений не было - отверстие в возвышенности было сделано профессионально, а в нем и на поверхности кургана археологи нашли кости человека, фрагменты истлевшего дерева и черноглиняную керамическую крошку.
- Вероятно, что такие находки копателей не интересовали или они их не идентифицировали, ведь для этого нужны специальные навыки. Нередко в курганах можно найти изделия из драгоценных металлов, но, сделав углубление в полтора метра и не обнаружив дорогих артефактов, грабители бросили затею. При этом памятник истории был уничтожен, - возмущается Сергей Небрат.
В таком виде археологи обнаружили курган прошлой осенью - в центре возвышенности «черные копатели» вырыли большую яму.
О такой находке мариупольцы сообщили в Институт археологии Национальной академии науки, Министерство культуры и туризма и запросили разрешение на спасательные раскопки. Провести их решили, чтобы не позволить нечистым на руку копателям продолжить уничтожать могилу предков и самим найти предметы древности и передать их в Мариупольский краеведческий музей на сохранение. Инстанции дали «добро», и в конце июня студенты отправились в экспедицию.
- Местность, на которой расположен курган - очень живописная. Вообще студенты с удовольствием отправляются в такие походы - они общаются, обсуждают находки, строят планы по проведению раскопок, при этом, конечно, обогащаются практическими навыками археолога. В этот раз наш лагерь был растянут на несколько десятков метров - целый палаточный городок с несколькими спальнями, кухней, ванной и костровой «комнатой». Девушки, в основном, отправляются в экспедиции готовить, но наши студентки добились права непосредственно участвовать в поисках. Всего к кургану отправились около 25 человек, - рассказывает Вячеслав Забавин.
Хоронили людей по поверьям
При ручной раскопке риск повредить артефакты сводится к минимуму. Поэтому мариупольцы прибегают именно к такому методу. Сначала производится прокопка: курган разделяется при помощи лопаты на несколько секций - для удобства работы археологов (в ходе этих поисков было вскрыто около 140 квадратных метров земли). При первых признаках погребений - тлена костей, керамической крошки, камней и т. п. - археологи зачищают территорию ножами и флейцами, а при необходимости обдувают находку грушей. В этот раз студентам повезло - они нашли девять погребений срубной культуры позднебронзовой эпохи.
- Этот курган был насыпан в бронзовом веке - 3500-3200 лет назад. В конце ХІХ - начале ХХ века в нем было устроено кладбище. Недалеко от этого места находился хутор, сейчас его нет на картах - сохранились только фундаменты и безымянные могилы, в процессе раскулачивания все жители были выселены, - объясняет Сергей Небрат.
Одно из девяти погребений - человека похоронили «в позе зародыша» согласно древнему обряду.
Все девять захоронений были расположены не в центре кургана, а в южном его поле.
- Возможно, это связано с верой в загробный мир. У ариев, например, южная сторона ассоциировалась с миром предков, поэтому и хоронили людей ближе к ним. Пока мы можем только строить предположения. Дальнейшее исследование с привлечением разных источников - этнографических, археологических, литературных - поможет нам пролить свет на обряд, который был использован в этом кургане. Из девяти захоронений посуду мы нашли в пяти. Это керамические горшки, изготовленные вручную. Из-за того, что погребение было недалеко от поверхности - всего в полуметре от нее, а сверху неоднократно проходила техника, изделия были раздавлены. Повредили агрегатами и некоторые скелеты. Так, в одном из них сохранились только череп и ноги - позвоночник и ребра мы нашли чуть дальше на поверхности. Вероятнее всего, они были отброшены плугом при распашке, - объясняет Вячеслав Забавин.
Хорошо сохранилась одна могила взрослого с ребенком, по ней тоже можно было проследить, к каким обрядам прибегали наши предки.
- Предположительно это женщина с ребенком. И у ее изголовья, и у лица малыша стояли сосуды. Скелеты были «в позе зародыша» или спящего человека - на левом боку, головами на северо-восток, руки прижаты к груди, а пятки - к тазу. Это классическая поза для срубной культуры. Опять же, могут быть догадки, почему людей хоронили именно так: у древних иранцев был миф о том, что первородный человек, когда был умерщвлен, упал на левый бок, - рассказывает Сергей Небрат.
Находки передадут в музей
Чтобы отправиться в следующую экспедицию, мариупольцам предстоит выполнить большую работу по оформлению результатов недавно прошедшей - только с таким условием выдается разрешение. Археологи перемоют всю найденную керамику, восстановят внешний вид сосудов с помощью гипса и передадут на хранение в музей. Также все результаты раскопок будут обработаны и проанализированы совместно с антропологами. Итогом всех работ станет научный отчет, который будет передан в Научный архив Института археологии Национальной академии наук под грифом «Хранить вечно».
Само место раскопок теперь вполне пригодно для пахоты, чему, несомненно, обрадуются земледельцы. Но поблизости от него мариупольцы уже облюбовали другой курган. Станет ли он предметом их новой экспедиции - покажет время и разведка, которую студенты проведут уже в сентябре.
Лучше всех курганы защищают сами предки
По оценке специалистов Донецкого областного краеведческого музея, на территории области располагается не менее 5000 курганов. От распахивания их охраняет закон, которым установлена охранная зона, равная высоте возвышенности, помноженной на десять. Но не все земледельцы придерживаются этого правила. Также сложно уследить за деятельностью «черных археологов» или охотников за сокровищами. Разрушаются курганы и с течением времени - от дождей и ветров. Как отмечает Сергей Небрат, лучше всего захоронения охраняют сами предки: при создании кургана они насыпали панцирь из камней.
Виктория Гончарова. Фото предоставлены участниками экспедиции.