На Саур-Могиле все ветераны стали своими
Сегодня на легендарной высоте область отметила 68-ю годовщину освобождения от фашистских захватчиков
На лавочках в одинаковых кепочках от солнца (организаторы заготовили головные уборы) освободители смотрели праздничный концерт и перед митингом, и после него. У них не хватает сил не только для того, чтобы подняться на вершину Саур-Могилы, но и чтобы стоять в ожидании торжеств. А радовали их выступлениями заслуженный академический ансамбль песни и танца «Донбасс», другие вокалисты и танцоры области.
Внизу на лавочках так и остались сидеть, например, фронтовики из Докучаевска: и палочка не помогла одолеть высоту подполковнику запаса, участнику боев под Саур-Могилой пулеметчику Владимиру Кислице, его землякам Михаилу Трусову и Николаю Христенко.
Вот поздравляет Виталия Белоцерковского из Макеевки девушка Светлана. Виталий Николаевич со стрелковым полком дошел до Берлина, ему повезло выжить, родить сыновей, дождаться внуков, старший правнук уже восьмиклассник.
Губернатор Андрей Шишацкий сердечно поздравил ветеранов с Днем освобождения.
В последние годы особенно заметно, что приезжающая сюда молодежь очень трогательно относится к фронтовикам, поздравляет всех, не деля на своих земляков и «чужаков». Ветераны теперь - все наши общие. Возможно, понимает нынешнее поколение, что когда-то о фронтовиках будут говорить только страницы книг, кинопленки да полосы старых газет.
Как напомнил в своем выступлении глава областной госадминистрации Андрей Шишацкий, в этом году исполняется 70 лет начала партизанской войны. Огромное движение сопротивления имело место и в Донбассе. В снежнянском поселке Орехово есть захоронение расстрелянных героев, их именами названы улицы.
На митинге после губернатора выступили снежнянский городской голова Александр Доронин, председатель областного совета ветеранов Александр Сергиенко, «афганец» Анатолий Соснов, курсант военного лицея Роман Раскевич.
Гость торжеств на Саур-Могиле, луганчанин Никита Артеменко обращается со своим оружием, как заправский стрелок.
Впрочем, будни пожилых людей таковы, что им не позавидуешь. Проблема статуса «дети войны» уже перешла все нормы морали. Старики с боями пытаются через суды решать отношения с социальными службами. Многих этот конфликт добивает окончательно.
Покой погибших оскверняют искатели металла
Журналист «Донбасса» задала губернатору вопрос о важной проблеме, которая грозит никогда не поставить точку в войне, закончившейся 66 лет назад. Дело в том, что в окрестностях Саур-Могилы еще покоятся останки сотен погибших. Их находят копачи, иногда складируют у раскопок (ищут-то в основном оружие и металл) или в лесополосах. Да и если останки собраны официально, то захоронить их в области крайне сложно. У нас решено свозить всё на единый мемориал в Краснолиманском районе. Зачастую такое захоронение затягивается - например, три года хранились останки у казаков Снежного, пока в нынешнем июле, наконец, их не предали земле в Красном Лимане. При этом и ветераны, и депутаты, и духовенство настоятельно просили разрешить хоронить солдат на месте их гибели: братских могил в округе очень много.
Андрей Шишацкий пообещал вникнуть в тему и разобраться.
На Саур-Могилу приезжали из Луганска члены регионального исторического объединения «Патриот», которое, как говорит один из руководителей Дмитрий Орлов, имеет специальное разрешение министерства коммунального хозяйства Украины на ведение поиска и захоронение. Возле Дмитровки и Степановки Шахтерского района они нашли останки, но хоронить их в местных братских могилах так и не разрешают.
Юрий Прилипа и Татьяна Кукояшная уже насобирали военных «сувениров», а на пахоте металла - осколков, патронов, гильз, частей от пулеметных лент и т. д. - как грибов после дождя. Вот эту минометную мину искатели металла не забрали - очевидно, уже не поместилась в машину. А под слоем почвы, уверены поисковики, еще очень много и снарядов, и останков солдат…
- Хотя, уверяю вас, ни в Луганской, ни в Харьковской области такого ограничения нет, всех погибших мы предаем земле там, где они нашли последнее свое пристанище. Прежде чем начать раскопки, мы тщательно изучаем исторические материалы, карты.
Члены объединения показали поле у села Тараны (три километра от Саур-Магилы), на котором совсем недавно велись варварские раскопки, видны следы от протекторов машины, видимо, вывозившей металл. Мы нашли тут же в земле фалангу пальца руки, пряжки от ремня советского солдата, осколки разлетевшейся каски. Поисковики не сомневаются, что тут мародеры нашли погибших. Но куда дели останки? Или прикопали, или, как нередко случалось, выставили у лесополосы в мусорном пакете…
Валентина Постнова. Фото автора и Ольги Кононенко.