Кто "взрывает" "Макеевуголь"?
На госпредприятии, попавшем зимой под удар террористов, а летом - на первые полосы газет в связи с обрушением копра на входящей в ГП шахте им. Бажанова (трагедия унесла одиннадцать жизней), - новое ЧП. Во вторник все семь этажей здания, на территории которого находятся также Госугольная техническая инспекция, вычислительный центр, три профсоюзные организации, более чем на четыре часа оказались блокированы отрядом спецподразделения «Беркут». Ни войти, ни выйти оказалось невозможно. Не останавливалась только работа строителей, облицовывавших фасад.
«Они находятся в тени»
Журналистам, которые, узнав о происшествии, взяли ГП в осаду, удалось попасть внутрь и получить объяснения происходящему лишь около четырех часов вечера. До этого руководители проф-союзов поприветствовали прессу с балкона, давали комментарии по телефону.
- Всего здесь работают 150 человек, большинство из которых женщины, - рассказал на пресс-конференции председатель региональной организации Независимого профсоюза горняков Украины Анатолий Акимочкин. - Ровно в полдень сюда ворвались люди в камуфляже и блокировали все этажи. В мой кабинет вошел человек. Не представившись и не показав документы, он приказал немедленно прекратить любую работу, так как сейчас начнется изъятие и проверка всех документов. На вопросы о том, с чем это связано, никто не отвечал. Более часа все находились буквально под арестом, любое передвижение было запрещено. Даже попасть в туалет можно было только в сопровождении конвоя. Встретиться со следователем, проводившим досмотр, тоже не дали.
Работники, ставшие невольными заложниками, стали покидать семиэтажное здание лишь ближе к вечеру.
Руководитель пресс-службы ГП «Макеевуголь» Вера Ляшенко уверяет, что людей не выпускали даже в больницу. «Я лично должна была идти на процедуры. Когда оказалось, что сделать это могу лишь под конвоем, естественно, отказалась. «Беркутовцы» подозревали, что кто-то что-то вынесет. Но нам нечего скрывать! В среду все вышли на работу. Плохо никому не стало, но люди, конечно, напуганы», - поделилась вчера Вера Григорьевна.
Анатолий Акимочкин уверял, что документы по запросу облпрокуратуры были подготовлены, и «Беркут» на ГП напустили зря.
По словам Акимочкина, получив 26 сентября из прокуратуры Донецкой области запрос на предоставление необходимых той бухгалтерских документов, «Макеевуголь» подготовил их пакет на 382 страницах. Однако передать его не успели - работники прокуратуры при поддержке «Беркута» сами за ними пришли. Получилось очень громко.
Профлидер подчеркнул, что конфликт «Макеевугля» с правоохранителями продолжается с 2008 года. И высказал предположение, что постоянные проверки носят заказной характер, а крупнейшее предприятие хотят раздеребанить. Но назвать режиссеров не решился. «Они находятся в тени, у нас нет подтверждающих документов, есть только предположения», - пояснил Акимочкин. И сообщил, что работники прокуратуры уже поехали проверять документы по шахтам, относящимся к ГП.
«Я таких команд не давал»
Интересно, что 28 сентября, через несколько дней после запроса из облпрокуратуры, на официальном сайте «Макеевугля» появилось письмо лидеров трех профсоюзов президенту Украины, генпрокурору и премьер-министру, где говорилось о «беспределе» действующих вокруг ГП «деструктивных сил». «На протяжении 2011 года «Макеевуголь» стал известен Украине не столько успешным трудом его коллектива и высокопроизводительной добычей, сколько взрывами, скандальными проверками, инспирированными областным КРУ, с обвинениями в крупномасштабных растратах, грубо состряпанными уголовными делами против ряда руководителей шахт, - сказано там. - Несмотря на выигранные дела в судах (по областному КРУ имеются оправдательные решения Донецкого областного административного суда от 7 апреля 2011 г., Донецкого апелляционного суда от 22 июня 2011 г., по директору шахты - решение об отмене постановления о возбуждении в августе 2011 г. уголовного дела Ворошиловским районным судом г. Донецка от 22 сентября 2011 г.), проверки и возбуждение уголовных дел со стороны областной и городской прокуратуры при поддержке областного УВД не прекращаются. Судя по характеру, все они остаются заказными».
Сотрудник «Беркута» внутри «Макеевугля».
Если вспомнить еще некоторые события последнего года (работников одной из шахт ГП обвиняли в незаконном присвоении угля, из-за чего государство пострадало на 170 тысяч гривен; во дворе дома главы «Макеевугля» Станислава Толчина, ушедшего на больничный несколько недель назад, произошел взрыв; облпрокуратура рассказала о том, как через суд добилась возмещения госпредприятием Управлению пенсионного фонда Украины долга в размере более миллиона гривен), становится понятно, что вокруг ГП действительно идет какая-то игра. На самом высоком уровне.
Впрочем, облпрокуратура уверяет, что всё в рамках закона. А «беркутовцев», мол, привлекли во вторник «для пресечения возможных нарушений общественного порядка». По словам Яны Соболевской, пресс-секретаря главного прокурора региона, всё обошлось. Около 15.00 все необходимые документы в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении одного из структурных подразделений ГП, были на руках у работников прокуратуры. Более подробную информацию обещала предоставить по окончании следственных действий.
Нечто подобное услышали журналисты и из уст первого зам. председателя Донецкой облгосадминистрации Сергея Дергунова. «Там есть тема, в которой должны разбираться специальные органы. Также там еще ведется контроль ревизионным управлением и проходят судебные процессы. Давайте дождемся решения судебной власти, а потом будем что-то говорить… Поверьте, я никаким образом не стимулирую проверки, если лично обо мне говорить. Контрольно-ревизионная служба находится в моей парафии, налоговая администрация находится в моей парафии. Я таких команд не давал», - сказал он. И уточнил, что ни одна из шахт ГП на приватизацию не рассматривается.
Справка «Донбасса»
В состав ГП «Макеевуголь» входят шахты им. В.М. Бажанова, «Калиновская-Восточная», «Холодная Балка», им. В.И. Ленина, «Чайкино», «Бутовская», им. C.М. Кирова, «Ясиновская-Глубокая», «Северная», шахто-управления им. Ленина и «Ясиновское-Глубокое». Эти предприятия в 2010 году выполнили на 105,5% годовой производственный план добычи угля и подняли на-гора 3,3 млн. тонн черного золота. За девять месяцев текущего года госпредприятие выполнило план добычи угля на 104,2%, добыв 2 312 163 тонны угля.
Андрей Кривцун, Марина Самара. Фото Константина Сазончика.