"Приходите к нам почаще!" - просят зэки батюшку

Отец Киприан и его необычные прихожане.

Архимандрит Киприан (Александр Соболев) - настоятель храма святого мученика Иоанна Воина, который действует на территории ГУ МВД в Донецкой области уже более десяти лет. Но в прихожанах его не только правоохранители и их семьи. Приходят и живущие в этом районе православные, которых с каждым годом становится всё больше. А в конце 2010 года владыка Иларион благословил отца Киприана окормлять и донецкий следственный изолятор №5. Накануне Крещения, которое по сути своей - второе рождение, батюшка рассказал «Донбассу» о том, как пытается вдохнуть новую жизнь в людей, оказавшихся за решеткой.

Инструкция о «малявах»

СИЗО №5 расположено неподалеку от металлургического завода, на Кобозева, 4. Зданию более ста лет, условия там, мягко говоря, далеки от идеальных. На человека в среднем приходится 2,2 кв. м вместо положенных двух с половиной, проверка облпрокуратуры в прошлом году выявила ряд недостатков. Здесь содержится несколько тысяч человек. Одни ожидают приговора, другие оспаривают его в Апелляционном суде. Есть и уже осужденные, занятые на разного рода работах. Имеются и те, кто получил «вышку» - пожизненное заключение.

- Прежде чем позволить мне общаться с подобного рода контингентом, местные психологи и другие специалисты поделились опытом, - рассказывает отец Киприан. - Особо подчеркнули, чтобы никаких передач ни сам не приносил, ни от заключенных не брал. Даже записок, которые на тамошнем жаргоне называют «малява».

Представителю церкви выписали удостоверение, позволяющее проходить на территорию СИЗО. Перед специальной рамкой он сдает телефон, деньги. Показывает металлические вещи, на которые прибор может среагировать: кресты, Евангелие в оправе, дароносицу - специальный ковчег с маленькой чашей, ложечкой для причащения.

Отвечает на стандартные вопросы: нет ли оружия, наркотиков. Потом вместе с психологом отправляется дальше.

- Мы проходим несколько дворов, - продолжает батюшка. - В одном - гаражи, мастерские, какие-то цеха. Во втором иногда играют в футбол, выставляя переносные ворота. Есть корпуса, где находятся временные сидельцы, в других - те, кто отбывает приговор. Отдельно - «пожизненники»...

«Помолитесь за того, кого я подрезала»

Молельная комната - та же камера, но переоборудованная под мини-храм. Здесь иконы, стол, стул, подсвечник, святая вода, религиозная библиотечка. Время прихода нужно согласовывать заранее. Как правило, это около полудня, когда у заключенных имеется свободное время. Однажды батюшка пришел без предупреждения, а прихожан собрать не удалось: заняты были на разгрузке машин с картошкой и капустой.

- Нужно ободрить человека, расположить к себе. Но и без строгости нельзя. Кому-то хочется просто послушать, кому-то - поговорить по душам… А некоторые воспринимают приход в молельную комнату как развлечение, которых у них практически нет, - рассказывает отец Киприан. - Последним, шушукающимся и хихикающим, делаю замечание. Бывает, прошу выйти… Но это случается крайне редко. Ведь понимаю, как давят на них эти стены, тягостная обстановка, осознание того, что я через несколько часов выйду отсюда и окунусь в иную жизнь. А они - нет…

Архимандрит Киприан (Александр Соболев) в донецком СИЗО №5

Батюшке не раз доводилось бывать на территории так называемой «малолетки», где мотают срок юнцы, преступившие закон. А вот к женщинам его пропустили лишь раз - на это Рождество.

- Зашел в каждую камеру (есть по пять человек, есть и по десять). Выстроились ее обитательницы, я пропел везде тропарь, немного побеседовал, окропил всех святой водой. В основном встречали благожелательно, с радостью. Но было и неприятие, - разводит руками отец Киприан. - Забивались в угол нар, кричали: «Меня не кропи!». Такой вот протест - перед людьми и Богом. Хотя кто же тебе виноват в том, что свершилось, если не ты сама? Есть там и молодые, красивые девушки. Никогда бы не подумал, что такие могут попасть за решетку. Но вид, конечно, у всех удрученный. В таком месте меняются лица, стираются улыбки. Но самое страшное - когда отмирают души, которые еще можно спасти.

На вопрос батюшки: «Как дела?», большинство женщин отвечали: «Да ничего. Держимся…» Он наставлял их не отчаиваться и крепиться.

Поразила его одна женщина, которая попросила: «Батюшка, помолитесь за раба божьего Артура. Я подрезала его. К счастью, жив остался».

«Пожизненники» каются и ругаются

За год с небольшим ему удалось пообщаться примерно с половиной из ста находящихся в этих стенах убийц, приговоренных к пожизненному заключению. Есть озлобленные, не желающие меняться, кричащие: «Я не верю!». А есть и те, кто плакал при нем, как ребенок, понимая, что изменить уже ничего нельзя. Впрочем, некоторые надеются на апелляцию. Вот только подать ее можно лишь через пару десятков лет…

- Некоторые рассказывают о своей невиновности. Большинство, напротив, кается, - уверяет настоятель. - Три пожизненника постоянно исповедуются, соборуются, пост держат. Возможно, что-то в их душе и просыпается. Впрочем, как знать. Были мне знакомы люди, вроде бы истово уверовавшие в тюрьме, но, оказавшись на воле, вновь взявшиеся за старое. К примеру, одноклассник моего брата, как и я, уроженец Енакиева, никогда не ходил в храм. Потом получил срок за то, что в пьяном виде ранил ножом человека. В тюрьме якобы уверовал. А выйдя на волю, опять ступил на кривую дорожку: выпивает, нигде не работает, обижает старенькую мать...

Архимандрит Киприан (Александр Соболев) в донецком СИЗО №5

На Пасху отец Киприан освящал пищу во всем СИЗО. В том числе в обиталище «пожизненников».

- Открыли внизу все двери камер, так называемые кормушки, куда ставится еда и питье. У некоторых там уже стояли куличи и крашенки. Видно, родственники передали, - делится батюшка. - Кто-то выглядывает снизу, желая, чтобы на него попала святая вода. Были те, кто на «Христос воскрес!» отвечал, как положено: «Воистину воскрес!». Стоя на коленях, согнувшись в три погибели, выглядывали… А иные и матом посылали.

Примеры возрождения

Отец Киприан объясняет своим непростым подопечным, что нет такого греха, которого бы Господь не простил тем, кто в него уверует. Приводит в пример разбойника Опта, создателя знаменитой Оптиной пустыни. Раскаявшегося разбойника Тита, распятого вместе с Иисусом Христом. Он убивал людей, но покаялся и оказался в раю. Рассказывает о затворниках из Киево-Печерской лавры. Условия у них были еще хуже, чем у обитателей СИЗО: скудная пища, минимум места, никаких прогулок. В общем, наставляет на путь истинный, поясняя, что спасаться можно везде, даже за решеткой.

- Очень многих вдохновляет книга «Отец Арсений», где описывается внутренняя лагерная жизнь. Некоторые, в том числе священники, теряли во время таких испытаний свой облик. А другие не только сохранили веру, но и приумножали ее, - поясняет батюшка. - Отец Арсений пострадал за веру, сидел в Сибири вместе с политическими, уголовниками. Но его - сильного умом и духом - уважали все. Как-то бросили в карцер во время жуткого мороза. Комната железная, голая кровать. Обычно утром оттуда забирали только трупы. А тут открыли - отец Арсений живой! Он молился, были видения, будто Матерь Божия накрыла пуховым платком… И таких чудес можно вспомнить много. Они помогают укрепиться духом тем, кто оступился. Понять, что нельзя терять облик человеческий, веру. Нужно возрождаться. И помнить: «Можно умереть, но остаться жить для людей, и можно остаться жить, но быть погибшим».

Бывает, что руки опускаются, признается батюшка. Особенно обидно, когда стараешься донести что-то, ободрить, сделать приятное. Но натыкаешься на стену непонимания.

- Как-то принес в СИЗО мощи целителя Пантелеймона. Шел с такой радостью, воодушевлением. И вот - рассказываю об этом святом, предлагаю приложиться к его мощам. Но в ответ смешки и молчание, - вздыхает отец Киприан. - А ведь для нас, верующих, приезд подобных мощей - праздник. Люди в очереди стоят сутками, чтобы приложиться. Чудеса происходят, исцеляются… Я лично, когда провожали мощи священномученика Киприана, моего покровителя, нес их с позволения владыки Илариона. Держал ковчег, а сердце билось, как колокол!

Но чаще всего он выходит из СИЗО воодушевленный, потому что видит, как загораются огоньки веры в глазах тамошних прихожан, слышит: «Батюшка, приходите к нам почаще!».

Святую воду можно разбавлять и раздавать

- Крещение - это второе рождение. И мне не раз доводилось видеть, как это происходит с заключенными, которые искренне каются в своих проступках. На Рождество я исповедал и причастил в СИЗО 12 человек, которые специально готовились, постились, - рассказывает отец Киприан. - Буду там и 19-го, во второй половине дня. До этого проведу службу в храме, окроплю кабинеты в ГУ МВД, ГАИ. В прошлом году на Крещение тех осужденных, кому дозволено, выстроили во дворе. Я пропел тропарь, прочел проповедь, окропил всех, сказал добрые слова. Потом пошел окроплять «пожизненников», медчасть… Ведь святая вода уничтожает весь негатив. А его в этих стенах очень много. Люди потом признавались: легче им стало…

Батюшка подчеркивает, что на Крещение освящать нужно только воду. Ни еду, ни, тем более, иконы (последние окропляют отдельно, читая определенные молитвы).

- Нужно чаще бывать в храмах, чтобы знать всё это. А не говорить: «Как ни приду сюда - пасхи святят!» - подчеркивает священнослужитель. - То же касается якобы разных свойств воды, освященной вечером и утром. На самом деле она обладает одинаковой силой.

По словам батюшки, освященной сегодня водой нужно окропить всё свое жилище и его обитателей, вплоть до домашних питомцев. Использовать такую жидкость нужно рачительно и в то же время не прижимисто. К примеру, ее можно подливать в сосуд с обыкновенной водой - и та тоже обретет свойства святой.

- А вот хранить ее годами, забив погреба и шкафы, - нелепо, - говорит отец Киприан. - Нужно пользоваться, делиться с родственниками, соседями, друзьями. Не поступайте, как монах Мних, который имел тысячу книг, ел на них, спал на них, но не знал, что в них… Ересь думать, будто, делясь святой водой, вы отдаете свою благодать. Делитесь, Господь всё восполнит!


Андрей Кривцун.
Читайте также: