Память гражданина Енакиева почтили благодарные потомки

Директор профсоюзной библиотеки металлургического завода Лариса Литвинова, директор и научный сотрудник музея города Ирина Заря и Наталья Гришкина придирчиво рассматривали костюм Виталия Доренского, вошедшего в образ Федора Енакиева.

Имя Федора Енакиева связано с городом, названным в его честь, уже более века. Но только 23 января по случаю его 160-летия енакиевцы впервые отметили день рождения человека, увековеченного в топонимике.

Когда нынешние сотрудники городского музея только начинали работать, об инженере путей сообщения, статском советнике, преуспевающем бизнесмене, организаторе крупнейших производств, «моторе» различных промышленных, транспортных и торговых проектов, чутком благотворителе предпочитали умалчивать как об элементе, социально чуждом пролетарскому государству. О биографии самого Федора Егоровича и тем более мощном роде, на генеалогическом древе которого «произрастало» восемь его братьев и сестер, а также пятеро собственных детей, в советскую эпоху сведений практически не было. А экскурсоводы, все-таки упоминая основателя города, говорили, что он похоронен на территории  церкви в Енакиеве (могилу накрыли заводские объекты), потому что был безроден и одинок, так что Донбасс стал его единственно возможным последним приютом. К счастью, они ошибались. Но самое главное было известно всегда: Федор Енакиев учредил акционерное русско-бельгийское металлургическое общество, построившее в Диком поле мощный завод. Это он выбрал его месторасположение и часто бывал на территории города, курируя большую и стремительную стройку. «Любящий позу и жест», Енакиев охотно показывал многочисленным гостям, как она движется. При этом он наверняка хаживал по улицам города (тогда Сенной площади), где теперь благодарные потомки возложили  цветы к его бюсту.

А сам он в исполнении культ­работника Виталия Доренского, облаченного в пиджак конца XIX века, вальяжно расхаживал по залам музея. Пусть исполнителю роли недоставало усов и бороды (в таком облике реформатор известен по единственной дошедшей до нас фотографии), но в остальном он был значителен, степенен, хорош. А сведения к биографии неординарной личности приходится собирать по крупицам. Один из подарков к юбилею в течение длительного времени кропотливо готовил мой коллега журналист газеты «Енакиевский рабочий» Александр Купцов. Он связался с Российским государственным архивом Санкт-Петербурга и Российской государственной библиотекой, которые поделились с ним уникальными материалами. Поскольку некоторые проходят под грифом «особо ценные документы», то и сумма за них была соответствующая. Но главное - это бюрократические и пограничные преграды. Однако преодолев их с помощью народного депутата Леонида Литвинова, краевед представил землякам герб дворянского рода Енакиевых, который прежде не публиковался. Длительная переписка, и частная в том числе, принесла и другие уникальные находки.

По своей дороге изысканий шли музейщики. Научный сотрудник Наталья Гришкина по старинным открыткам и документам представила енакиевцам как портрет города на рубеже XIX-XX веков, так и характер его основателя. Федор Енакиев очень гордился тем, что его почтили редким отличием, выпадающим на долю гражданина, связав его имя с названием той местности, «где я трудился над созданием завода и угольных копий».


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: