Нищая больница вынуждена принимать благотворительную помощь пациентов

Главный акушер-гинеколог, председатель профкома горбольницы Дебальцева Татьяна Сидоренко в присутствии депутата горсовета Сергея Коновалова рассказала о бедственном положении лечебного учреждения.

Центральная городская больница Дебальцева вошла в перечень объектов по обслуживанию Евро-2012, но влачит жалкое существование. Таким острым, как сейчас, положение в лечебном учреждении, представляющем вторичный уровень оказания медицинской помощи в городе, не было еще никогда.

Ущемлены права медиков

Каждый аванс или зарплату в этом году ее сотрудники получают, как в последний раз. Медики переживают и не понимают, почему, к примеру, в январе им выдали 53 процента от положенного. А выплаты за выслугу лет, обязательные доплаты за хирургическую активность, замещение отсутствующих работников или 50-процентные надбавки узким специалистам и вовсе остались в дореформенной жизни. В ходе преобразований в здравоохранении под одной крышей оказались и коммунальное предприятие «Дебальцевский центр первичной медико-санитарной помощи», финансовое положение персонала которого даже улучшилось, и собственно больница, сотрудники которой  ощущают себя изгоями.   

- При самом жестком режиме экономии на их нужды в год необходимо более 18 млн. гривен, а областной бюджет выделил 12 миллионов с хвостиком, - говорит начальник отдела здравоохранения горсовета Дебальцева Наталья Карабута. - И этих денег катастрофически не хватает на зарплату и энергоносители, не говоря уже о бинте, зеленке, наркотических препаратах для онкобольных. На зарплату, невыплата которой уголовно наказуема, нет даже плановых ассигнований, а напротив всех прочих расходов стоит прочерк. Поэтому дважды в месяц мы испытываем стресс и до последней минуты не знаем, заплатим ли людям деньги. Приходится «залезать» в летние и осенние месяцы. В Светлодарске принимает прекрасный невропатолог, а в поселке Мироновский работает квалифицированный рентгенолог, который хорошо читает снимки. К ним едут люди из трех населенных пунктов нашего большого Дебальцева. Но вместо того, чтобы  поощрять хороших врачей, им не удается выплачивать даже полновесный оклад.

Дебальцево. Под этой крышей работают центры оказания первичной и вторичной медицинской помощи, поделившие персонал на белых и серых.

Под этой крышей работают центры оказания первичной и вторичной медицинской помощи, поделившие персонал на «белых» и «серых».

Люди видят свои «табульки» и недоумевают, почему ведущий врач недосчитался в феврале около 1,5 тысячи гривен, нянечка недополучила 200, а машинистка - 160. Городские специалисты дополнительно имеют солидную нагрузку и никакого вознаграждения за нее.  Они также обязаны ездить в Донецк на совещания и конференции, выкладывая при этом на дорогу до 100 гривен из своего кошелька. Ответственность и спрос - огромные, а материальная компенсация нулевая. Предполагается, что на вторичном уровне помощь оказывают более квалифицированные специалисты. Однако реформа, поделив врачей на «белых» и «серых», создала в коллективе сложное психологическое настроение. В одном здании персонал поставлен в разные условия, нивелирована его мотивация к труду и закреплению кадров, серьезно ущемлены права части работников. А это 324 человека.

«Мы готовы перекрыть дороги»

За прошлый год ЦГБ заплатила за электроэнергию около 600 тысяч гривен, а сейчас половина этой суммы израсходована за два месяца. Во-первых, нарушая от безденежья условия договора с РЭС, приходится отдавать серьезные деньги на погашение пени. Во-вторых, перерасход электричества идет оттого, что здание старое, продуваемое всеми ветрами. Котлы съедают в сутки 2,5 тонны угля, но при этом даже первосортного топлива хватает, чтобы только не разморозить систему отопления. В реанимации, детском отделении и у постелей лежачих больных все время работают обогреватели. Холод такой, что за сезон горСЭС составила 15 актов о закрытии лечебного учреждения из-за несоблюдения температурного режима.

- По этой причине я перенесла все плановые операции на март. Делала только ургентные, а потом ставили вокруг пациентов камины, чтобы они не заработали воспаление легких, - поясняет ситуацию главный акушер-гинеколог Татьяна Сидоренко.

Она четыре года возглавляет профком ЦГБ и говорит, что так тяжело еще, пожалуй, не было никогда. Еще недавно в больнице насчитывалось 320 коек, сейчас осталось 106. Все последние годы ее не развивали, а оптимизировали, постоянно что-то закрывая, урезая, убирая. Потеряли гастроэнтерологическое, неврологическое, инфекционное отделения. В хирургическом вместо 60 коек осталось 20, в лор их количество с 40 сократилось до пяти. Обеспеченность врачами составляет 67 процентов. На двух акушеров-гинекологов, к примеру, приходится все женское население города, превышающее 11 тысяч человек. О каком качестве обслуживания, лечения и профилактики можно вести речь при такой нагрузке?!

Взбудораженный коллектив провел несколько собраний, в которых приняли участие депутаты городского и областного советов Сергей Коновалов, Евгений Загребельный и Светлана Дремлюк. Медработники ждали, что к ним как  представителям громады приедет мэр Владимир Проценко, но безрезультатно. Нищая больница вынуждена массово использовать благотворительность пациентов. Они пишут заявления и добровольно вносят через банк хотя бы 50 гривен. Поступая в стационар, люди по списку несут лампочку, полпачки моющих и дезинфицирующих средств.

- Мы хотим донести до городского головы и президента Украины, что реформа не доработана. Она не дает даже минимального обеспечения лекарствами, транспортом, реактивами. Пациенты покупают все: от ваты, спирта, копья для анализа крови до лекарств. До сих пор используем многократно ремонтируемый инструмент советских времен. А чтобы нас не закрыла СЭС, за свой счет приобретаем кварцевые лампы. И при всем том наша больница включена в список объектов по обслуживанию Евро-2012. А в рейтинге 28 городов области Дебальцево по уровню здравоохранения находятся на пристойном 10 месте, - делится Татьяна Анатольевна. - В прошлом году персонал брал отпуска без содержания, а теперь люди настроены решительно: ни одного дня, сказали, не возьмем. Нам обещали, что никого не сократят, а получается, что могут отправить на биржу труда. Как медики мы не имеем права бастовать, но никто не может лишить нас возможности выразить свой протест. Мы готовы перекрыть дороги и на телекамеру заявить, что реформа привела к обнищанию профессионалов и падению уровня здравоохранения. Пациенты не могут нормально лечиться. А мы - работать.


Ирина Коженцова. Фото автора.
Читайте также: