Евро-2012. Насколько готов Донецк?
До начала финальной стадии чемпионата Европы по футболу осталось полтора месяца. Ажиотаж возрастает. Донецком всё сильнее интересуются зарубежные журналисты, прощупывая почву накануне турнира. Но придраться им практически не к чему: большинство объектов, возводимых под Евро-2012, либо уже сданы, либо вот-вот будут готовы. А безопасность гостей наши правоохранители гарантируют.
Колесников в Донецке рассказал о главном достижении
На прошлой неделе в шахтерской столице десантировалась делегация английских журналистов. Несмотря на то, что их сборная предпочла жить в Польше, играть ей предстоит именно в Донецке. Вот выходцы с туманного Альбиона и знакомились с главными объектами города, где родоначальники футбола постараются не ударить лицом в грязь.
Представители СМИ посетили загородную базу, которая станет на время Евро-2012 местом дислокации сборной Франции (соперника Англии, Украины и Швеции по группе). Директор департамента спортивных сооружений ФК «Шахтер» Юрий Такташев показал гостям тренировочные поля, душевые и бассейн, зал для теоретических занятий, столовую, комнаты футболистов, медицинский центр. Журналисты выглядели растерянно: они явно не понимали, как их сборная могла отказаться от подобного комфорта ради Кракова, где и условия похуже, и от «Донбасс Арены» - подальше.
Конечно, увидели английские представители «четвертой власти» и стадион «горняков». Именно там с ними пообщался вице-премьер Украины, министр инфраструктуры Борис Колесников.
- Самое главное наше достижение - мы получили четыре новых международных аэропорта и с 20 мая организуем скоростное движение поездов по Украине. Это не такие поезда, как Лондон - Париж, но тем не менее они будут ходить со скоростью 160-180 км/ч. И болельщики, в том числе английские, смогут увидеть Украину по-новому. Достаточное количество отелей позволят нам принимать международные бизнес-форумы. Думаю, что это огромный плюс для развития нашей страны, - рассказывал вице-премьер.
Борис Колесников заявил, что надеется увидеть у нас во время чемпионата Европы по футболу около миллиона зарубежных гостей.
По его словам, Украина потратила на все аэропорты, дороги, скоростные поезда и стадионы в общей сложности 4,2 миллиарда долларов. И это вложение в будущее, уверен Колесников.
- Без международных аэропортов и транспортной инфраструктуры страна не получит никаких внешних инвестиций. А не будет инвестиций и налогов, не за что будет строить ни школы, ни больницы, ни другие объекты, - пояснил Борис Викторович.
На вопрос, было ли возможно при подготовке к Евро устраивать открытые тендеры на строительство дорог, стадионов, Колесников отметил, что они и так были открыты.
- Мы столкнулись только с двумя проблемами - львовский стадион и львовская взлетно-посадочная полоса, которую одна из мариупольских компаний просто «остановила», - признал вице-премьер (сам, между прочим, урожденный мариупольчанин). - Они не построили бы ее никогда. Контракты по всем остальным проектам были подписаны до 2010 года. Парламент пошел нам навстречу и упростил процедуры с 45 дней до пяти… Если бы мы проводили тендеры по 45 дней, а потом еще и судились, как правило, по три-четыре недели, - успели бы только к 2016 году…
Когда у Бориса Викторовича спросили, возникали ли моменты, когда ему казалось, что не получится достойно подготовиться к турниру, он признался:
- В марте 2010 года у меня были определенные опасения. А 7 апреля в Донецке я подвел Мишеля Платини к большой яме и сказал: «Здесь будет аэропорт». На него было жалко смотреть… Однако команда строителей и инженеров сделала фантастическую работу!
Кстати, о «птичках». Железных. Как сообщил директор по развитию международного аэропорта «Донецк» Анатолий Безлюдный, переход международных рейсов в новый терминал планируется осуществить с 15 мая.
- Там будет 40 стоек регистрации, из которых две - для крупногабаритного багажа, пять телетрапов, а также крытая стоянка на 600 паркомест и открытая площадка на 1000 автомобилей, - сообщил специалист
Во время Евро-2012 старый терминал МА «Донецк» будет обслуживать исключительно внутренние рейсы.
Вокзал заблистал
Если вы давно не были рядом с вокзальным комплексом «Донецк» - загляните туда. Потому что зрелище прямо-таки фантастическое. Все строительные работы, которые были запланированы к началу Евро-2012, завершены, остались пуско-наладочные. И очень скоро вокзал сможет обслуживать свыше 35 тысяч пассажиров в сутки.
По словам начальника Донецкой железной дороги Николая Рогова, в комплексе уже заработали все эскалаторы, лифты готовят к запуску в ближайшее время, а на объекты вокзала завозят и монтируют новую мебель.
В крытом переходе от пригородного конкорса к транзитному вокзалу. Руководитель Донецкой железной дороги Николай Рогов слушает начальника службы капитальных вложений ДДЖ Петра Захарова, докладывающего о ходе работ.
Сам комплекс включает в себя транзитный и пригородный вокзалы (вместимостью на 150 и 400 человек соответственно), большой и малый конкорсы (переходы над путями), два торговых комплекса, остановочный пункт для автобусного сообщения, а также полностью реставрированное здание «старого» вокзала (его вместимость возрастет с 700 до 2 тыс. 250 мест).
- Изменения коснулись не только внешнего вида, но и всей инфраструктуры вокзального комплекса: путей, контактной сети, систем сигнализации и связи. Построен современный пост электрической централи-зации (управление движением поездов на станции), переоборудованы перроны, платформы, предусмотрены паркинги, - отметил пресс-секретарь ДЖД Владимир Селиванов.
Не забыли и о пассажирах с ограниченными физическими возможностями. Для них предусмотрены специальные комнаты, туалеты, пандусы, а шесть лифтов позволят беспрепятственно спускаться на все платформы к любому поезду.
Кроме того, благодаря реконструкции вокзал готов принимать современные поезда ускоренного движения марок «Хюндай» (маршрут Киев - Донецк) и «Шкода» (будут перевозить пассажиров по кольцевым маршрутам Харьков - Донецк-Луганск - Донецк - Днепропетровск - Харьков и Харьков - Днепропетровск - Донецк - Мариуполь - Донецк - Харьков).
- Организации ускоренного движения поездов «Хюндай» и «Шкода» предшествовала огромная работа по подготовке железнодорожной инфраструктуры. На участке Донецкой железной дороги Лозовая - Славянск - Константиновка - Ясиноватая - Донецк, протяженностью 212,4 км, оздоровлено около 200 километров пути, модернизировано свыше 350 километров контактной сети, заменено 2,5 тысячи опор, приведены в соответствие повышенным требованиям безопасности 84 остановочных пункта и 32 переезда. Это самые масштабные работы со времен независимости Украины, - подчеркнул Николай Рогов. - Кстати, подготовка к Евро-2012 проводится исключительно за счет собственных средств железной дороги. Ни копейки бюджетных средств на возведение нового вокзального комплекса и модернизацию ускоренного участка не израсходовано!
Взрывотехники и курсанты к чемпионату готовы
Известный правозащитник, глава Общественного совета при МВД Эдуард Багиров заявил, что сотрудников МВД не удалось должным образом обучить иностранному языку накануне Евро-2012 (по его мнению, сейчас максимум 15 процентов украинских милиционеров знают «хотя бы пару слов на английском»), однако в Донецке общение правоохранителей и гостей должно пройти без проблем. Помогут волонтеры, свободно владеющие иностранными языками и закрепленные за силовиками. А еще - курсанты Донецкого юридического института. Их намерены задействовать порядка 800 человек.
Ректор ДЮИ полковник милиции Виктор Бесчастный сообщил, что задействуют весь 4-й курс - 398 курсантов, а также представителей второго и третьего.
- Те, кто владеет иностранными языками, будут нести службу в дежурных частях. То есть отвечать на телефонные звонки. Курсанты знают формы и то, что является административной, уголовной ответственностью, правильностью привлечения. Они будут выезжать на места происшествий, патрулировать улицы. Около 200 человек просит служба ГАИ для обеспечения дорожного движения, - отметил Бесчастный.
Он также сообщил, что для охраны общественного порядка во время Евро-2012 задействуют и подготовленных офицеров, знающих иностранные языки, а также адъюнктов и преподавателей.
- Мы должны быть партнерами болельщикам, а не карательным органом, - подчеркнул ректор.
По данным немцев, встречавших у себя чемпионат мира по футболу в 2006 году, 99% болельщиков - мирные граждане, лишь 1% фанатов имеют склонность к насилию. И задача правоохранителей - не допустить хулиганства с их стороны для того, чтобы они не стали «ложкой дегтя в бочке меда».
Впрочем, даже один процент способен изрядно потрепать нервы. Как рассказал зам. начальника Отдела взрывотехнических и пожарно-технических исследований НИЭКЦ Алексей Цыс, проверки «Донбасс Арены» на безопасность будут проводиться непосредственно перед матчами и другими массовыми мероприятиями специалистами взрывотехнических служб и кинологами. После этого объект сдается под охрану местной службе безопасности. Непосредственно во время проведения футбольных матчей будут дежурить спецгруппы, чтобы вовремя отреагировать на любую внештатную ситуацию и исключить угрозу взрыва.
Андрей Кривцун.