В Донецке открыли новый железнодорожный вокзал
Железнодорожная анархия закончилась. Об этом заявил в Донецке вице-премьер - министр инфраструктуры Украины Борис Колесников
Открытие комплекса железнодорожники превратили в шоу, установив у нового транзитного вокзала внушительных размеров сцену и устелив весь путь следования руководства страны, региона и города красной ковровой дорожкой.
А билеты подорожали
Вместе с Борисом Колесниковым в Донецк прибыл и гендиректор «Укрзалізниці» Владимир Козак. Он вручил символический ключ от объекта его начальнику Светлане Марченко. После этого была перерезана красная лента и из окон вокзал посыпалось конфетти.
Общаясь с журналистами, Колесников отметил, что новый вокзал «очень удобен и функционален». Его пропускная способность увеличилась на 20 тысяч человек и составляет 35 тысяч человек в сутки. Также здесь появились 28 эскалаторов, 25 лифтов и 120 видеокамер, которых раньше не было вообще. До реконструкции в вокзальных залах было лишь 120 мест для сидения, теперь - 510. Количество платформ увеличилось с трех до пяти, а прилегающая территория стала больше практически в четыре раза. Для информирования пассажиров появились 28 новых электронных табло и 21 монитор. Обслуживать такое хозяйство будут 450 специалистов вместо 350. С момента строительства вокзала в 1945-49 годах проводилась лишь незначительная реконструкция, не позволявшая увеличить пропускную способность сооружения.
Такие изменения очень порадовали руководителей всех рангов, за что наиболее отличившиеся в ходе реконструкции работники Донецкой железной дороги удостоились ведомственных и региональных наград.
- Двадцать лет на железной дороге была анархия, - заявил Борис Колесников, рассказывая, как государство, по его мнению, наводит порядок на этом виде транспорта. Он сообщил, что через пять лет в нашей стране не останется ни одного старого поезда - их заменят новыми. Сейчас в Украине всего десять «Хюндаев» и «Шкод».
Цену билета на новый скоростной поезд «Донецк - Киев», который из столицы отправится к нам уже 5 июня, Борис Викторович также назвал вполне приемлемой. Он уверен, что всем по карману второй класс за 367 грн. и первый за 564 грн. в один конец. Вице-премьер считает, что народ хронически недоплачивает «Укрзалізниці» более 50% «реальной» стоимости наших билетов. Правительство решило искоренить такую практику. Однако, резонно заметят читатели «Донбасса», тогда и украинцы вправе потребовать от государства зарплаты, адекватной стоимости билета.
Среди здравых идей Кабмина - возврат к продаже железнодорожных билетов по документам, удостоверяющим личность. Это позволит минимизировать спекуляцию.
Комфорт и удобство на практике
Как выяснилось, вокзальные здания получили современные «пристройки», по всем параметрам превосходящие старый комплекс. И если раньше действовал один вокзал, который одновременно был пассажирским и пригородным, то теперь здесь целый комплекс, состоящий из трех отдельных вокзалов: для пассажиров дальнего следования, пригородного и транзитного. Все они соединены между собой конкорсами (надземными сооружениями) и подземным переходом. Журналисты оказались первыми «пассажирами» нового комплекса и про-шли стандартными маршрутами, по которым уже со вторника будут передвигаться дончане и гости шахтерской столицы.
Приехавшим на вокзал городским общественным транспортом с целью уехать поездом дальнего следования нужно по-прежнему входить в старое здание. Справа здесь, как и раньше, расположены билетные кассы, а слева - зал ожидания (уже повышенного комфорта). Здесь есть мягкие кресла, буфет, а на полу расстелен огромный ковер.
Перед дорогой иногда возникает потребность посетить туалет. Они остались на прежних позициях, «потеряв» лишь кассиров. Справить нужду на донецком вокзале отныне можно бесплатно не только пассажирам с билетами, но и всем желающим. Однако железнодорожники всё же оставили в клозетах «окошки», в которые раньше мы в спешке протягивали свои гривни.
Там, где был выход на перрон, теперь эскалаторы, ведущие на большой конкорс, соединяющий «старый» вокзал с новым транзитным. Конкорс расположен над путями. Он достаточно широкий, и в нем размещено много комфортных кресел для ожидающих. Здесь же разместятся небольшие торговые точки. Из этого надземного перехода на перроны ведут специальные выходы, над которым расположены табло с информацией о поезде и времени его отправления или прибытия.
«Смотри, на этом поезде в Киев можно доехать всего за шесть часов!».
К поездам дальнего следования через большой конкорс можно попасть и с транзитного вокзала, расположенного на улице Артемовской. Сейчас эту часть города не узнать. Здесь есть и стоянка для транспорта, и даже новая автостанция.
- Отсюда отправляются автобусы лишь пригородного и городского сообщения. Междугородные маршруты здесь не обслуживаются, - рассказала корреспонденту «Донбасса» диспетчер коммунального предприятия «Донецкпастранс» Елена Бардус.
В транзитном вокзале есть две кассы дальнего следования, поэтому идти за билетом в «старое» здание не нужно.
А вот для того, чтобы выйти на платформу, с которой отправляются электрички, придется пройти через турникет. Он открывается в тот момент, когда пассажир подносит билет к специальному устройству. Здесь же расположена «экстренная» касса для тех, кто не купил проездной документ в основном, пригородном вокзале.
- Оформлять билеты в кассах придется и всем льготникам, - сообщил главный инженер пассажирской службы Донецкой железной дороги Игорь Белоусов. - Достаточно предъявить кассиру пенсионное или другое «льготное» удостоверение.
И с транзитного, и с пригородного вокзалов к электричкам можно выйти лишь через малый конкорс. Сам пригородный вокзал расположен возле трамвайного кольца, внутри которого будет организован отстой всех автобусов, отправляющихся с привокзальной площади.
В новом вокзальном комплексе созданы хорошие условия для людей с ограниченными физическими возможностями. Здесь есть специальный зал ожидания и камера хранения, расположенная в «старом» вокзале, справа от входа с привокзальной площади.
- Это пример для инфраструктуры всех городов Украины. Здесь есть и лифты, и туалеты, и пандусы для нас. И всё это нормально сделано и реально работает, - поделился с корреспондентом «Донбасса» председатель областной правозащитной организации инвалидов Владимир Землянкин, принимавший участие в официальном принятии этого объекта Национальной ассамблеей инвалидов.
В целом новый вокзал вполне функционален и удобен для людей. Главное, чтобы показанная журналистам и руководителям страны комфортность и доступность с включенными кондиционерами, эскалаторами, мягкими креслами и даже бесплатными туалетами не оказалась, как часто бывает, показной акцией одного дня.
Недоработки
В новом вокзальном комплексе для пассажиров созданы в целом комфортные условия, однако, как часто бывает, продумали не всё - построенные выходы с конкорсов на перроны, по словам Игоря Белоусова, вскоре будут перестраивать. Оказалось, строители не предусмотрели абсолютно никакой вентиляции в этих сооружениях. Войдя в них по жаре, человек сразу ощущает эффект бани.
Из существенных недоработок, значимых для гостей города - «содержание» сенсорных терминалов, расположенных в холлах вокзала. На их экранах пассажирам предлагается информация о расписании движения городского транспорта, гостиницах, местах отдыха и пр. Однако при запросе расписания трамваев, автобусов и троллейбусов открывается совсем пустая вкладка, а среди мест культурного провождения времени значится… аптека.
Илья Суздалев. Фото Ольги Кононенко.